Больше рецензий

12 мая 2024 г. 10:12

67

5 Боже, смилуйся над бедной душой друга, моей Отчизны!

Серенус Цейтбол написал биографию своего друга Адриана Леверкюна. Тот родился, повзрослел, кратко влюбился, много работал и трагично угас. Вместе с ним и Германия.

На этом можно было бы закончить краткий пересказ, но автор сумел вложить в шесть сотен страниц столько философских размышлений, событий и героев, что создаётся ощущение будто читаешь как минимум "Войну и мир".

Мне сложно подобрать слова для описания книги. Произведение путанное, местами раздражающее, его невозможно читать быстро. Однако его наполненность и многогранность компенсируют все "недостатки" с лихвой. Перерывы на осмысление и проживание написанного я брала куда как чаще чем при чтении всех книг за этот год вместе взятых.

Сложно, да и не нужно удерживать себя от проведения параллелей, собственно, с "Фаустом" Гёте, когда и название и движение по сюжету тебя к этому подталкивают. История Адриана видится, правда, отраженной, повёрнутой на сто восемьдесят градусов. Знакомые части: соблазн любви, встреча с дьяволом, Вальпургиевы ночи, ребенок необычайной красоты. Только здесь вместо чистой девы блудница, дьявол обещает гениальность в обмен на отрешение от мира и отсутствие любви, Вальпургиевы ночи в виде встреч в салонах, "Елена" выходит замуж за другого, вместо сына очаровательный племянник. И многое, многое другое повторяется-изменяется.

Мой непрощённый совет, вытекающий из выше написанного, состоит в том, что освежить в памяти "Фауста" перед чтением этого произведения Томаса Манна может быть полезно. Тем более что Гёте "последний титан эпохи Возрождения" и данный временной период является весьма важным для всего повествования об историческом периоде, что катится через двадцатый век и обе войны к "дохристианским темным временам".

Изменения, что творятся в немецком обществе в целом и в душах отдельных людей при проживании великой катастрофы дегуманизации мира занимают приличную часть книги. Эти главы больно читать из-за их актуальности и из-за того пессимизма, что видится автором в будущем. Будто из сердца по кусочку вырывают надежду каждым словом, заменяя ее виной. Последняя лежит в финале камнем на душе, катарсис не происходит.

Вторая тема, ещё более важная, это поиск сути гениальности, сути самого акта творения. Герой композитор и музыки здесь много. Связанные с ней части могут усложнить для неподготовленного читателя, такого, к примеру, как я, понимание замысла автора. Я осознаю все в общих деталях, но более подробные описания, поданные через специальные термины и подробное звучание музыкальных произведений, так и остались не до конца понятыми.

Демоническое начало. К нему большая доля одиночества и отрешённости. Умение смешать строгость и варварство сверху в виде соуса. Возвышенность и преданность тяжёлой работе. Разумеется в качестве важной специи детство, проведенное рядом с более чем увлечённым музыкой учителем. Вот вам крайне упрощённый рецепт.

Обе темы часто выделяются яркими кусками на фоне друг друга, но порой смешиваются до такой степени, что становятся неразделимыми. И это по-настоящему прекрасные моменты. Пьянящие. Обыкновенно самые важные для повествования.

То каким драматичным аккордом звучит финал -- особый вид наслаждения, смешанного с искренней грустью. Об Адриане я буду помнить еще долго, как и размышлять над его историей. Серенус Цейтбол отлично справился со совей задачей и написал великую биографию.

книжное путешествие