12 мая 2024 г. 14:36

100

5 Спойлер «Любовь остается любовью во всякие времена и повсюду, но особенно сильной и острой она становится по мере приближения к смерти»

Книга действительно о любви, но о необычной любви, порой она была чересчур реальной, порой слишком фантастической, иногда даже преступной и не слишком здоровой и приятной. Но! Каждый из нас понимает любовь по-своему. Маркес будто бы показал множество способов выражения чувства и удовлетворения страстей.
Фермина Даса и Флорентино Ариса – два героя, за жизнью которых мы будем следить на протяжении всего романа. Их судьба пересеклась лишь однажды, в юности. Вспыхнувшие юношеские чувства, последующая переписка, признания, желание пожениться резко прерывает отец девушки. Когда спустя время, Фермина вновь видит возлюбленного…

«…ее сотрясла и оглушила не безмерная любовь, а бездонная пропасть разочарования. В единый краткий миг ей открылось, сколь великие ее заблуждение и обман, и она в ужасе спросила себя, как могла так яро и столько времени вынашивать в сердце подобную химеру».

Фермина вмиг почувствовала разочарование и приняла решение о разрыве. И действительно, юная неопытная девушка не могла поступить иначе, тем более, автор рисует нам Флорентино жалким, бедным, худым, некрасивым и т.д. На контрасте показан мужчина, ставший мужем Фермины – Хувеналь Урбино, явно превосходивший бывшего возлюбленного.

«Флорентино Арисе трудно было выносить его врожденное благородство и обаяние, легкий запах камфары, исходившей от него, и эту свободную, элегантную манеру говорить, благодаря которой даже самые пошлые вещи казались существенными».

Безусловно, в семейной жизни Фермины Дасы и доктора Хувеналя Урбино было множество радостных моментов, приятных путешествий. Не могу сказать, что их отношения всегда были счастливыми и безоблачными. Чтобы понять это, достаточно нескольких штрихов.

«Он был идеальным мужем: никогда в жизни в жизни ничего не поднял с полу, никогда не гасил свет, никогда не закрывал двери».
«Хватало малейшего сомнения, чтобы он отодвинул тарелку со словами: «Еда приготовлена без любви».

А потом еще «призрак сеньориты Барбары Линч вошел в дом», супругам пришлось решить и эту непростую ситуацию, хоть «обратный путь был заминирован гордыней». В итоге они сумели помириться и снова жить вместе.
В течение 50 лет, пока Фермина Даса строила и восстанавливала семейную жизнь, завоевывала положение в светском обществе, посещала различные мероприятия, Флорентино Ариса ждал ее. Но ждал довольно своеобразно.

«Пятьдесят лет спустя, к тому времени, когда Фермина Даса отбыла свой освященный церковью срок, у него накопилось двадцать пять подобных тетрадей с шестьюстами двадцатью двумя записями любовных связей, не считая тьмы мимолетных приключений, которые не заслуживали даже милостивого упоминания».

Да, Флорентино Ариса гасил свою страсть в многочисленных любовных похождениях. Он выходил на улицы будто охотник на поиски очередной жертвы. Были очень страшные истории с дамой, которую за измену муж обезглавил, с юной родственницей, тоже плохо закончившей.
И вот, спустя 50 лет, когда супруг Фермины Дасы погиб, Флорентино Ариса тут же пришел к ней и поклялся в вечной любви и верности. Забавно было слышать, как он говорит, что хранил девственность для нее. Я могу понять это и как вранье и как правду, ведь он не забывал о своей первой любви все это время. Финал книги мне понравился.

Что касается магического реализма в книге, после прочтения я вижу его во всем: в 50-тилетнем ожидании Флорентино, в его предвидении и уверенности, что «ему на роду написано принести счастье вдове», в этом огромном списке из 600+ любовных связей, и в путешествии на пароходе, которое, возможно, будет длиться «Всю жизнь» и еще во множестве мелочей.

Как всегда язык автора меня магнетически увлек. Читаешь Маркеса и будто проваливаешься в его историю с головой, плаваешь в простых, но четких описаниях характеров, природы, тонешь в необычной атмосфере полуденного жара или проливного ливня, ну и не забываешь отмечать цитаты:) Магия!

Самым пронзительным и в то же время очень четким и реалистичным стало для меня описание чувств Фермины Дасы после гибели мужа, с которым они прожили всю жизнь.

«Она желала снова стать самой собой, восстановить всё то, чем ей пришлось поступиться за полвека прислуживания, которое, несомненно, было счастливым, но теперь супруг был мёртв, а от нее самой не осталось и следа былой личности. Она была призраком в чужом доме, который с каждым днем становился все более огромным и пустынным и по которому она слонялась из угла в угол, с тоскою спрашивая себя: кто из них более мертв – он, покойный, или она, оставшаяся в живых.
Она никак не могла уйти от затаенного злого чувства к мужу за то, что он бросил ее одну в темной морской пучине. Любая его вещь, на какую бы она ни заглянула, вызывала у нее слезы: пижама под подушкой, шлепанцы, которыми, как ей казалось раньше, могут пользоваться только больные; вспоминался он сам, раздевающийся и отражающийся в глубине зеркала, у которого она расчесывала волосы перед сном, и запах его кожи, которому суждено было оставаться на ней еще долго после его смерти. То и дело она вдруг останавливалась и хлопала себя ладонью по лбу, потому что вспоминала, что забыла ему что-то сказать. Постоянно ей приходили в голову всякие повседневные заботы, которые он один мог разрешить. Как-то давно он сказал ей вещь, которую она не в состоянии была представить: ампутированные части тела могут болеть, можно ощущать щекотку или судорогу в ноге, которой уже нет. Точно так и она почувствовала себя без него – ощущала его там, где его уже не было».

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!