Больше рецензий

ellebooks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 мая 2024 г. 19:22

148

3 Спойлер

Детективный триллер, состоящий из двух больших и очень разных сюжетных линий.

Первая посвящена журналисткой деятельности главного героя, Микаэля Блумквиста, который специализируется на расследованиях и разоблачениях коррумпированных бизнесменов, крупных шведских промышленников, и прочих влиятельных персон, обладающих большими деньгами и большой властью. Вторая линия посвящена расследованию исчезновения девушки по имени Харриет Вангер, которая бесследно исчезла с маленького острова в шестидесятых годах прошлого века.

Скажу честно, что первая линия, та самая, расследовательско-журналисткая, которую во многих рецензиях ругают за скучность, понравилась мне намного больше второй. Для меня она оказалась достаточно динамичной и интересной. Цепляющей. Я вполне осталась бы довольна, если бы вся книга состояла только из неё.

Что касается второй линии - уж слишком много в ней оказалось насилия и графически изображённых, подробно прописанных сцен жестокости! Мне от такого всегда становится дурно. Не переношу таких вещей. И их здесь оказалось действительно много. Они были связаны и с линией семьи Вангеров, и со второй главной героиней - той самой «девушкой с татуировкой дракона», хакершей Лисбет Саландер.

Особенно выразительно эта графичность в изображении насилия смотрелась за счёт того насколько невозмутимо, деловито и сухо автор описывал всё происходящее. Это был тот самый контраст, который добавлял тексту отталкивающее (в этом контексте и в этом конкретном случае) ощущение реалистичности. Усиление художественной компоненты, пожалуй, могло бы помочь избавиться от этого зловещего эффекта. Но, честно говоря, даже страшно себе представить какой тогда объём получился бы у этой книги.

Потому что даже в таком виде она оставила после себя отчётливое чувство, что рассказать всё то же самое можно было, сократив количество страниц если не вдвое, то хотя бы на треть. Например - вторая глава, она полностью посвящена Драгану Арманскому. А нам точно до такой степени близко и подробно нужно было знакомиться с этим персонажем? Для чего? Чтобы показать его связь с Лисбет? Но ведь в случае с тем же Дирком Фруде нам не потребовалось отдельной главы, чтобы увидеть насколько сильно он связан с Хенриком Вангером, насколько тот доверяет ему и полагается на этого человека. А ведь Фруде для этой книги был даже более значимым персонажем, чем Арманский, с которым по нелепости нас познакомили до такой степени,  что мы оказались в курсе того кто были его предки до десятого колена. И подобных моментов, вызывающих вопросы, в этом тексте было более чем достаточно.

Кстати, есть такое предположение, что с Арманским контакт длился настолько долго, чтобы через него начать показывать странную перверсивную авторскую вселенную книги, где вокруг Лисбет Саландер крутятся исключительно одни возрастные мужчины, которые, завидев её, начинают немедленно испытывать в её адрес страсть/похоть (хорошие персонажи испытывают страсть, плохие похоть). Остаться за пределами этого алгоритма не суждено вообще никому. Куда подевались ровесники Лисбет и те у кого всё нормально с головой - непонятно. Исключением в этой череде озабоченных возрастных экземпляров становится только Блумквист. Нет, вообще-то он тоже возрастной (относительно Лисбет) и озабоченный, но просто Блумквист это такой отдельный удивительный мужчина, которого внезапно хотят вообще все встреченные им женщины. Не раз в книге описано как они буквально набрасываются на него и начинают раздевать, а он просто беспомощно уступает их напору. Ужасной пошлостью в последнее время кажется нарекать персонажей гордыми званиями Мэри и Марти Сью, но это тот самый случай, когда хочется сделать исключение.

Ещё одна вещь, которую невозможно не упомянуть - цельность личности Лисбет Саландер. Сначала автор всю книгу тщательно рисует нам её портрет - описывает её биографию, привычки и замашки, рассказывает про то как она мыслит и живёт. А уже ближе к концу, когда мы думаем что хорошо знаем её, он просто берёт и разрушает это всё ради того, чтобы описать её короткий весёлый трип в Швейцарию за деньгами Веннерстрёма. Трип, во время которого она раскована и соблазнительна, во время которого она шумит и привлекает к себе внимание, творит такие вещи, которые дикая и антисоциальная Лисбет точно не смогла бы совершить. И это очень странно.

Потому что получается, что чтобы сотворить подобное она легко и играюче может надеть на какое-то время на себя маску, перевоплотиться в экстраверта, притвориться умеренно-общительным, шумным и открытым человеком. А вот чтобы подтвердить перед комиссией свою дееспособность и избавиться раз и навсегда от опеки, обрести свободу и полностью самой контролировать свою жизнь - вот ради этого она притвориться не в состоянии.

Откровенно говоря, Лисбет резко разонравилась мне ещё после того момента, как взяла и бездумно уничтожила улики против Мартина Вангера - утопила его ноутбук и сожгла папки, в которых он собирал данные на своих жертв. Это было абсолютно бессмысленно. А после вот этого швейцарского эпизода я и вовсе перестала относиться к ней серьёзно.

п.с. И ну и напоследок - совсем маленькая деталь, плюс ещё один повод быть недовольной книгой Стига Ларссона. С кошкой зачем было настолько жёстко обходиться? Понимаю, что претензия моя звучит словно старый бородатый анекдот, но тем не менее!