16 мая 2024 г. 12:25

58

4 Дорога слез

Майкл Манн
"Темная сторона демократии"

Ранее у автора прочитано:
1) "Фашисты" (31.03.2024).

Прежде чем начну отмечу: в рассматриваемой книге речь идет о многих вещах, противных духу гуманности и закону. Я ни в коей мере не поддерживаю политические режимы, организации и деятелей, невольно допустивших, принимавших участие или сознательно организовавших преступления против человечности, упоминаемые в данном отзыве и в данной книге. Осуждаю всех причастных.

Демократия бывает довольно грязным делом. И я сейчас не о коррупции и популизме верхов, а о демократическом давлении низов на эти верхи, что иногда может быть опасным, особенно если страна только недавно встала на путь демократического развития и ее общественные институты, вроде как призванные укреплять демократию, еще недостаточно крепки и не способны эффективно поддерживать оную. В демократической стране избиратели хотели бы, чтобы люди во власти отражали их интересы, представляли на верхах то, что важно низам в соответствии как с пожеланиями самих граждан, так и групп, к которым эти люди относятся (профессия и род занятий, социальный слой, социально-экономический класс, этничность, язык, религия и т.д.). В некоторых ситуациях идентичность человека в плане его классовой принадлежности, например, преобладает над его же идентичностью в смысле этнической, языковой или религиозной принадлежности, а иногда бывает и наоборот, особенно если поселяется убеждение, пусть даже иррациональное и необоснованное, что его этническая (языковая, религиозная и т.д.) группа находится под угрозой.

Именно под действием такой угрозы, по мысли Манна, закладываются предпосылки для таких жутких вещей как этнические чистки. Именно о них данная книга.

Рассматриваемые этнические чистки могут осуществляться в различных формах от самых мягких, которые можно заметить только на большом масштабе, до чрезвычайно жестких: постепенная ассимиляция меньшинства, принудительная ассимиляция (например, запрет на национальные обычаи и язык с целью их забвения), принуждение к добровольной эмиграции (например, ограничение в гражданских правах и ухудшение условий жизни людей, чтобы им стало некомфортно жить), принудительная депортация (разной степени жестокости исполнения), частичный или локальный геноцид (например, уничтожение интеллектуальной элиты или общественных деятелей, относящихся к соответствующему меньшинству с целью ослабить культурный потенциал сообщества и потенциал политической мобилизации), и наконец полный геноцид (то есть уничтожение вообще всех людей, относящихся к данному сообществу без различия их общественного положения, имущественного состояния, возраста, пола и т.д.).

Автор приводит некоторые исторические примеры того, что можно рассматривать в качестве этнических чисток, в древности и средневековье (вопрос квалификации достаточно спорный, что признает и он сам). Однако, действия европейских поселенцев в колониях зачастую уже не оставляют сомнений в том, что имели место этнические чистки: вытеснение индейцев с их родных земель, отказ в предоставлении гражданских прав и представительства в органах самоуправления, намеренное заражение болезнями и отказ в предоставлении медицинской помощи, изъятие из семей и воспитание детей в европейском духе с целью забвения родной культуры, и т.д. Однако на данных исторических примерах автор останавливается ненадолго. Большая часть книги посвящена прецедентам XX века: геноцид армян 1915 года, нацистские геноциды в отношении евреев, славян и некоторых других народов (равно как и геноциды, осуществлявшиеся пронацистскими коллаборационистами, например, бандеровцами), депортации и репрессии в отношении целых народов в Советском Союзе (депортации крымских татар, чеченцев, поволжских немцев) и Китае (в отношении тибетцев, уйгуров), этнические чистки в период распада Югославии, геноцид в Руанде 1994 года, вспышки этнического насилия и восстания в Индии и Индонезии.

Манн отмечает специфику каждого из указанных геноцидов, прослеживает развитие ситуации когда власти разрабатывали разные варианты решения проблемы этнических противоречий, а потом скатывались так или иначе к наиболее жестким способам. Даже нацисты первоначально предполагали принудить евреев к эмиграции, потом перешли к решению организованно депортировать в другую страну (именно тогда возник курьезный план вывоза евреев на остров Мадагаскар), затем перешли к предельно жестоким депортациям параллельно с содержанием в концлагерях, и только к 1942 году докатились до сплошного геноцида в лагерях смерти.

Автор исследует подготовку и ход этнических чисток, общественные настроения, которые повлияли на принятие такого решения, и степень давление снизу на власть, а также изучает характерные черты исполнителей геноцида: на основании архивных источников и публикаций пытается установить, какие особенности человека, которые можно проследить социологически, привели к участию в таких вещах.

В мире и в наше время продолжают тлеть (местами - полыхать) этнические конфликты. Тут и арабо-израильское противостояние, и проблема курдов между Сирией, Ираком, Ираном и Турцией, проблема Джамму и Кашмира в Индии и тамилов на острове Шри-Ланка. Кроме того, сюда можно отнести и потенциально опасные ирренденты как в смысле стремления государств к присоединению территорий или стран, в которых компактно проживают представители того же народа, так и в смысле стремления народа к вхождению своей страны в состав этнически родственного государства или с той же целью отделения части территории своей страны. Так, специальная военная операция может рассматриваться как проявление русского ирредентизма в той мере, в которой связана с присоединением к Российской Федерации регионов бывшей Украины: Крым и Севастополь, Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области (я пишу эти строки в дни наступления в Харьковской области, так что, возможно, этот перечень еще будет пополняться).

Отмечу, что у меня вызвала недоумение позиция Манна по Чечне. Он затрагивал вопрос сталинских депортаций в годы Великой Отечественной войны и если там еще можно усмотреть этнические чистки, то квалификация Чеченских войн рубежа XX-XXI веков как этнических чисток в отношении чеченцев уже представляется сильно надуманной. Тут уж либо представление автора сильно искажено однобоким западным подходов к освещению тех событий (до сих пор ичкерийских террористов и исламистов-ваххабитов в западной литературе часто представляют выразителями движения чеченского народа к свободе и демократии), либо он совершенно не понимает, что Россию нельзя сравнивать с европейскими колониальными империями, в которым коренные народы стремились к независимости.

Сама книга очень большая и подробная, неплохо написана. В описаниях преступлений содержатся сцены насилия на основании показаний свидетелей и выживших жертв. Если эти натуралистические описания вас покоробят, стригеррят, то данная книга не для вас.

А мне пора покидать столь темную территорию.

Облако раздумий

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!