Больше рецензий

16 мая 2024 г. 13:36

31

4 Неожиданно неплохо!

Вторая часть цикла оставила после себя не только желание прочесть третью книгу, но и легкое разочарование поверхностным описанием мироустройства и медленным развитием сюжета. Каково же было мое удивление, когда "Кровь земли" захватила меня с первых секунд!

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Несмотря на то, что действие происходит в статичной локации осадного лагеря, сюжет не становится менее динамичным и просто изобилует событиями: разведывательные операции, военные советы, интриги, шпионаж, сражение и, конечно же, любовь. Хотя любовная линия отходит на второй план, поскольку в центре внимания – кульминация захватнической войны Империи против Севера.

Отдельно хочу отметить сцену последнего сражения между северянами и солдатами Империи. Автор выделил на него целую главу. Я словно наяву увидела битву, озаренную в ночи сполохами магического огня и ветра. Сражение прописано очень детально, но без излишних кровавых подробностей и жесткости.

Ложка дегтя: на мой взгляд, не совсем правдоподобно, что жители Севера оставили кристальное оружие в своей каменной гробнице без какой-либо защиты. Возможно, сила кристаллов сама по себе является защитой, ведь по неясным причинам только Ветроходцы могут управляться с ними без вреда для себя. Однако, объяснить, почему солдаты Империи не обращали внимание на огромное сооружение и даже не попытались установить его назначение и обследовать, уже сложнее.

СЕТТИНГ

В третьей части цикла действия разворачиваются не в Империи Соларис, а в военном лагере около города Сорциум. Безусловный плюс книги – очень правдоподобно описан солдатский быт. Однако наибольшее впечатление все же производит культура Шалдана.

Не могла отделаться от мысли, что прообразом для северян послужили коренные народы Южной Америки. Элементы их одежды, близость к природе и трепетное отношение к традициям предков перекликаются с основными мотивами культуры индейцев.

Мне очень понравилась идея воздушных городов на деревьях. Не знаю почему, но эти фантастические сооружения очень живо предстали перед моим внутренним взором, хотя автор, как всегда, не балует читателя детальными описаниями.

ЯЗЫК И СТИЛИСТИКА

Возросло ли мастерство автора или переводчиков, но язык книги стал просто потрясающим. Повествование обогатилось сложными и оригинальными метафорами и образными сравнениями. Поначалу я отмечала каждый удачный момент, но их стало так много, что я просто с удовольствием погрузилась в чтение.

ПЕРСОНАЖИ

ВАЛЛА

Мне понравилась идея с «раздвоением» личности Валлы. Действительно, свалившихся на девушку событий с лихвой хватило бы на двоих человек. Душа героини раскололась, не в силах вынести страха за жизнь возлюбленного, утраты друзей, потери свободы и моральных ориентиров.

В душе девушки боролись две стороны ее личности. Одна –уверенная, знающая цену себе и своим способностям колдунья. <...> Ее противницей была испуганная девушка, которая больше всего на свете желала спрятать от всего мира искаженное горем лицо <...>

Что мне не понравилось, так это все та же эгоистичная манера Валлы использовать своих друзей, в особенности Даниэля. Девушка делает это осознано, прекрасно понимая всю неприглядность своего поведения, но она отчаянно нуждается в поддержке.

Неожиданно то, что казалось безвредной теплотой, которую могут подарить друг другу близкие друзья, показалось ей ужасно неправильным.

Я рада, что в конце концов Валла нашла в себе силы перестать пользоваться добротой и теплыми чувствами Золотого Стража, чтобы залечивать свои душевные раны. Никто не утверждал, что главная героиня должна сплошь состоять из положительных качеств. Однако сочувствовать ей после таких поступков сложно. Начинаешь немного дистанцироваться от повествования, производя оценку ее действий.

Кроме того, мне совсем не понятно поведение Валлы после ее «открытия», что за стенами осажденного Сорциума скрывается мирное население. Увидев страдающих людей, главная героиня с миной филантропа умоляла своего принца после окончания войны сделать все, для восстановления Севера. Девушка так проникается сочувствием к изможденным людям, что решает предложить... самую кровавую версию развития событий! Валла заявляет на военном совете: лучшим решением конфликта будет как можно быстрее взять осажденный город, причем не просто, а с тотальным уничтожением всего, что дорого и свято для жителей Севера.

– Сделав это, ударив их в самое уязвимое место и неся гибель невинным людям, мы дадим понять: в их страну пришло настоящее чудовище. Они познают всю беспомощность, когда символы их наследия будут размазаны в кровавую кашу на священной земле.

Меня такой сценарий из уст главной героини неприятно поразил. Это очень цинично, жестоко и мерзко. Даже если тебе пришлось пережить ужасные события и бороться за свою жизнь, не стоит терять человечность.

АЛЬДРИК

В "Крови земли" противоречия, из которых состоит персонаж принца, только углубляются. На протяжении повествования Альдрик то предстает перед читателем ранимым и чувственным, то соскальзывает в пучину гнева и безумия. Любовь к Валле раскрывает как лучшие стороны кронпринца (жертвенность, искренность), так и негативные черты. Так, например, с одной стороны принц проявляет заботу о своей возлюбленной, но в тоже время он душит её излишней опекой, частично лишая свободы.

Кроме того, малейшие попытки Валлы проникнуть сквозь завесу мрачного прошлого принца выводят его из себя. Он не до конца готов раскрыться перед девушкой в страхе от того, что она отвернется, познав самые темные глубины его сущности.

В целом, о персонаже Альдрика в «Крови земли» невозможно сказать лучше самого автора произведения, поэтому приведу цитату.

Бальдайр говорил, будто она заставила Альдрика измениться. Однако этого было недостаточно. Люди меняются не просьбе кого-то другого – как бы дорог он ни был. Истинные перемены приходят только изнутри. Альдрик не изменится, пока не увидит все последствия своих действий: лжи, манипулирования, разрушения, которое принц несет себе и другим. Он не ведает, сколько боли ярость, даже будучи направленной на него самого, причиняет окружающему миру. Каждый миг, проведенный рядом с кронпринцем, оборачивался безмолвным попустительством этому.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Джакс, на мой взгляд, пример того, каким должен быть второстепенный персонаж. Он яркий, харизматичный, самобытный. У него искрометное чувство юмора, легкий, и в то же время, горячий нрав. Однако, чувствуется, что за ухмылками майора таится немало тайн. На протяжении книги нам несколько раз говорили об искорке безумия Джакса, но я ее так и не разглядела – все его поступки более чем адекватны.

Он напоминал лесной пожар: непредсказуемый, сжигающий одну эмоцию и перескакивающий на другую.

Все же за звание «любимый персонаж второго плана» Джакс конкурирует с Даниэлем. Последний, может быть, не столь оригинален, зато его обреченная самоотверженность с которой он относится к Валле подкупает читателя. Забота Золотого стража о главной героине разительно отличается от гиперопеки Альдрика. Даниэль не навязывает Валле свое общество, свой взгляд на вещи. Он делится с ней добротой и не ждет ответных чувств. Даниэль готов защитить ее своим телом от стрелы, готов сопровождать ее к гробнице кристальной секиры, но в то же время он всегда предоставляет Валле свободу, когда она просит об этом. Именно поэтому он отпускает ее в одинокое странствие, не настаивая на своей компании.

Император в данной книге предстает перед нами средоточием самых негативных качеств правителя: жестокий, мстительный и алчный до власти. Его ненависть к Валле очевидна: девушка угрожает не только его замыслам относительно будущего Альдрика, но и самому авторитету властителя. Она имеет огромную силу, и не только магическую: девушка способна вдохновлять и вести за собой людей. Все же, персонаж Императора, на мой взгляд, раскрыт плохо. Что заставило его стать таким? Каково его отношение к сыновьям? Как на него повлияла встреча с матерью Альдрика, о чем неоднократно упоминалось? Все эти вопросы пока остались без ответа.

Не могу не упомянуть еще одного антагониста. Майор Шнурр вышел каким-то уж очень карикатурным злодеем, да еще и с характерными усами. Автор словно указывает на героя пальцем и говорит читателю: «Видишь его? Он – злой. Почему – я тебе не скажу, просто поверь, что он мерзавец». Мне больше по душе злодеи с более тонкими и неоднозначными мотивациями, обаятельные и отталкивающие одновременно. Здесь же все очень клишировано и просто.

ЛЮБОВНАЯ ЛИНИЯ

Развитие любовной линии приводит к тому, что Альдрик перестает скрывать свои чувства к Валле от общества. Он больше не ведет себя с ней в непозволительно заносчивой манере, стоит появиться кому-то постороннему. Это, определенно, идет на пользу отношениям между героями. Сама Валла, наконец-то, перестает принижать себя, оправдывая грубость принца своим происхождением.

Валла больше не считала себя ниже Альдрика.

Принц придумывает целый план, согласно которому они с Валлой будут править вместе в качестве Императора и Императрицы. Однако отец Альдрика имеет другой взгляд на будущее сына. Все это приводит к размолвке между героями, где они в порыве ярости наговорили друг другу много глупостей, но среди всего прочего проскользнули действительно здравые мысли. А именно, Валла осознала, то, что я подмечала в предыдущих книгах цикла.

Она потворствовала его гордости, закрывала глаза на недостатки. Валла идеализировала его манеру поведения, возносившую кронпринца в ее глазах. Она мысленно натянула на Альдрика образ того человека, которым хотела бы его видеть. Девушка любила лишь образ, а не настоящую сущность кронпринца.

Эта ссора была нужна, хотя бы для того, чтобы героиня поняла истину: здоровые отношения так выглядеть не должны. На мой взгляд, это самое логичное следствие поступков и чувств героев. Придираясь, могу сказать, что единственным недочетом можно назвать предсказуемость любовной линии, а попытка создать треугольник выглядела неуклюже и только выставила героиню в невыгодном свете.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

«Кровь земли» приятно удивила и порадовала. Я ставлю книге высокую оценку за динамику, приятный язык, здравые мысли относительно любовной линии героев. Иногда хотелось бы больше детализации в описании мироустройства и больше магии. Я не жалею, что потратила время на написание такой огромной рецензии, упорядочила свои мысли и готова приступить к чтению четвертой части цикла.