Больше рецензий

18 мая 2024 г. 00:04

Лучшее на Лайвлибе

352

5 Спойлер Два негодяя

Действия разворачиваются на Юге США до, во время и после Гражданской войны (60-е 19 века). Главная героиня - Скарлет - преодолевает препятствия, которые подкидывает ей Маргарет Митчелл. Эта книга о женской силе, глупой любви и силе духа людей.

2 тома, а это почти 900 страниц, пролетели незаметно. Я полностью погрузился в "вайб" того времени. В моей голове очень четко возникали образы истинного Юга. Одежда героев, их быт, манеры - все это прописано с очень хорошей детализацией. Миру книги я аплодирую стоя.  Благодаря тому, что произведение большое, оно насыщено событиями. Среди них были и трогательные, и фанфарные, и напряженные, и такие, которые полностью заставляют характер героя изменится. Бывают также моменты, когда тебе стыдно за чьи-то поступки. Сюжет покрывает весь спектр эмоций. Однако мест действий не очень много. Несомненный плюс для меня, так как я привыкаю к месту, роднюсь с ним, что, несомненно, глубже погружает с мир и сюжет.

Также произведение погружает и в историю событий. Тут реальные исторические генералы, реальные бои и отношение одних к другим и причины этого. Рабство в книге раскрыто, как мне показалось, ложно. По книге складывается ощущение, что все рабовладельцы никого не бьют, всех негров любят, холил и лелеют. Я не специалист в истории, но что-то мне подсказывает, что все было не так радужно. Мне еще понятно, почему автор сделала семью Скарлет такой доброй к рабам - есть сюжетные моменты связанные с этим, но зачем было делать ВСЕХ рабовладельцев адекватными, вопросик не из простых. Но в минус относить это - глупо, так как произведение художественное и если поменять имя Авраама Линкольна на Розового Пони, то на сюжет останется прежним.

Перейду к героям и проблематике произведения. Тут, как по мне, есть 4 основных героя, которые продвигают сюжет. Это Ретт Батлер, Мелани,  Скарлет и Эшли. Начну со Скарлет.

Эта девушка один из примеров силы духа человека. Но сила берется не из неоткуда. Скарлет движет необъятный страх. Страх прошедшей войны, который полностью меняет ее. Из манерной леди, которая порхает в зеленых туфельках, она под гнетом войны, голода и насилия превращается в человека, который пойдет на все, чтобы не допустить еще раз того ужаса, который обуял ее близких. Она идет по головам, совершая поступки, которые даже в наше время можно считать низкими. Но стоит ли винить ее за это? Поначалу не верится, что в таком трепетном создании есть такая решимость и ответственность. Она даже идет на УБИЙСТВО ради защиты.  Вот представьте себе, каким нужно быть человеком, - чтобы из того, кто считает, что политика, войны, бизнес это дело мужское, а женское - быть красивой недотрогой, - взять пистолет и без колебаний нажать на спусковой крючок? Скарлет достигает успеха, но цена этому успеху слишком высока - браки по расчету (Юг США 19 века, не забывайте), леди имеет бизнес (ЮГ), леди танцует во время траура. Ее стали ненавидеть все. Скарлет до манер становится ни какого дела - главное быть богатой и сытой. Этой целью она затмевает воспитание детей. Мальчику страшно - плеткой по спине, главное, чтобы не бесил. Маниакальная одержимость. Я не могу сказать, что Скарлет отрицательный или положительный персонаж, потому что пережить в голове все то, что пережила она невозможно, а в реальности таким желанием я не горю. Также Скарлет делает вещи, которые ей крайне неприятны. Но делает она это не по своей инициативе. Она либо дала слово, либо действует, чтобы на не нее не начали судачить.  У нее никогда не получается выйти замуж удачно - либо муж умирает, либо уходит от нее, так как понимает ее истинные мотивы.

Ретт Баттлер - циник, но циник умный. Когда надо он готов наплевать на все ради своего удовольствия и удобства, но в нужные моменты он может спрятать свое пренебрежение, чтобы угодить обществу. Ретт - человек, который говорит южанам, что они проиграют войну, так как у них меньше ресурсов, это тот человек, который в траурные моменты предлагает веселье. Он во всем ищет разумные решения. "На падении империи можно нажиться так же хорошо, как и на ее воздвижении" (примерная цитата). Ретт общается с янки, живя с южанами, потому что есть выгода. Но Ретт не плохой человек. Он любящий, сострадающий с людьми, которые достойны этого. Он не распространяет искреннюю любовь на людей, которые этого не заслуживают, ради манер. Дети - его главная слабость. Он их обожает. Может ли человек, который всем сердцем любит детей и делает все ради них, быть тварью? Но сам Ретт считается себя негодяем, потому что действует только в своих интересах.

Эшли - неглупый человек, который не может подстраиваться под перемены- он статичен. Для него главное - честь, достоинство и джентльменство. Он идет на войну, не веря в победу. И даже пишет об этом в письмах, что война - вообще бред не надо такого делать и в этом учавствовать. Но идет, так как война - дело чести.  Эшли - это такой человек, как я уже писал выше, который не может подстраиваться под ситуацию. Ретт о таких говорил, что они слабы и естественный отбор отсеет таких. Эшли и сам это понимает. Он знает, что в новой обстановке он беспомощен. Знает, но ничего поделать с собой не может.

Почему никто не говорит о том, что Мелани сильная девушка? Она остается доброй и искренней всегда. Что бы не происходило, она с детской наивностью продолжает верить в светлость человечества. Почему нельзя по силе поставить ее рядом со Скралет? Остаться добрым, чистым, искренним человеком сложно после пережитых кошмаров. Сила Мелани в доброте. Она продолжает любить и восхищаться Скарлет даже после всех огрехов, которые она совершила. Физически слабая Мелани все равно спешит на помощь Скарлет. Со стороны видится как бессмысленное геройство. Но вы попробуйте совершить геройство, так еще если они и объективно бессмысленно.

Одной из ключевых проблематик в произведении - война. По началу всем война кажется таким романтичным событием - выглаженные мундиры, белоснежные скакуны, подвиги, чины. Но столкнувшись лицом к лицу с тяготами войны становится ясно - никакой романтики в этом нет. Дизентерия, белые скакуны из мечт превращаются в ободранных мулов, который из последних сил несут на себе солдата, у которого вместо сапог обернутые полотенцем ноги, сияющий мундир поменялся на обноски с дырами, копотью и грязью, некогда сияющие лица, в предвкушении подвигов,  сменились на лица с устремленным взглядом в никуда. Прелести в этом никакой нет.

Также автор показывает нам, что нужно подстраиваться под ситуацию, что, живя прошлым, можно убить будущее. На прошлое нужно оглядываться и выносить из него урок, но без фанатизма. Если прошлое поглотит, то для человека перестанет существовать настоящие. Как это произошло с Эшли. Нельзя стоять на месте, надо быть юрким, искать выходы.

Почему мы должны быть добрыми и искренними? Потому что это выход из сложных ситуаций. Мелани - воплощение доброты. Ей, конечно, выпадают испытания. Она преодолевает их не сама, но она не становится озлобленной ко всему и вся. Она предлагает ухаживать за могилами янки, она притягивает людей к себе. Во время чтения, мне казалось, что Мелани чувствует себя лучше всех, ну и Ретт Батлер.

Ну, как же не сказать про любовь. Скарлет все гоняется за этим Эшли, не замечая, что на ее пути встречаются достойные люди, которые любят ее, которые хотят, чтобы она была счастлива. Но нет, ей нужен Эшли, которого она даже не понимает. Она помнит того человека, до войны, который жил и не знал бед. Но он меняется, а она это может и замечает, однако "ЭШЛИ, ЭШЛИ, ЭШЛИ". Куда гонится, зачем? Да, черт ее знает.

Произведение учит тому, что везде нужно искать золотую середину. Нужно быть и в меру добрым, и в меру тем, кто готов идти против правил. Верное смешение этих реактивов - даст счастье. Также на примере Скарлет и Ретта мы видим, что искренность и прямота сильнее уловок, так как выкладывая все на чистоту, мы не строим ложных надежд вокруг себя.