Больше рецензий

19 мая 2024 г. 16:44

31

4 Издательство Симпозиум и "Условно пригодные" Питера Хёга

Вокруг книги

Питер Хёг — современный писатель, его книги издаются по всему миру. Говорят даже, что он второй по популярности датский автор (выше только Ханс Кристиан Андерсен). Наибольшую известность Хёгу принес роман «Смилла и ее чувство снега», который к тому же был экранизирован в 1997 году. Сегодня же поговорим о третьей по счету его работе — книге “Условно пригодные”.
В “Условно пригодных” Хёг рассуждает о сущности времени, природе насилия (тема, которая в наше время особенно откликается), о несовершенстве образовательной и государственной систем. При этом он не дает оценку жестоким действиям персонажей: каждый из них выступает рупором противоречивых авторских мнений.

О сюжете

Герои романа — дети с горой психологических проблем. У них за плечами — травмирующие события: смерть друга, убийство родителей, насилие. Таким подросткам, страдающим от агрессии, чувства вины и неуверенности в себе, навсегда закрыта дорога в нормальное общество.
Питер — трудный подросток и главный герой “Условно пригодных”. Он ходит в частную инклюзивную школу. Школу, где дети с отклонениями занимаются в одном классе с обычными, “нормальными” детьми. Преподаватели тут помешаны на контроле, любые нарушения дисциплины жёстко пресекаются. До рукоприкладства, правда, доходит редко: насилие носит, как правило, психологический характер.

Питер водит дружбу с еще одним трудным учеником — Катериной. Когда-то Катерина осознала, что в школе над всеми “тяжелыми” детьми проводится психологический эксперимент и теперь одержима идеей противостояния дисциплине, целой школьной системе. Она убеждает Питера в том, что суровость педагогов проистекает из их слабости, и вовлекает героя в борьбу.

Суть эксперимента и самое главное

“Ненормальные”, травмированные дети загоняются в жесткие рамки образовательного процесса, где не учитываются индивидуальные особенности, где не дают поблажек. Их принуждают быть на одном уровне с “нормальными” детьми, но они на такое не способны. Этот подход не лечит, он делает только хуже: разрыв с обществом становится больше. Травмы, полученные насилием, насилием не вылечить.

И в этом романе важна, скорее, не развязка, не результат борьбы Питера и его друзей против “школьных правил”. Самое важное — вопросы, поднятые Хёгом в кульминации этой борьбы. Каково место таких детей в нашем обществе? Какой подход к ним более эффективен? Заживают ли их раны? И более глобальные — можно ли построить систему без насилия, а государство без тотального контроля над людьми?

Контекст