Больше рецензий

19 мая 2024 г. 18:59

65

3 Прекрасный срез эпохи в скучной упаковке.

Мне приходилось читать этот роман раньше. Лет семь или восемь назад, когда я подрабатывал сторожем в детском саду и мог позволить большую часть смены просидеть с книгой. Как раз стояла осень, и в тот раз роман пришёлся по душе, привёл в соответствие погоду снаружи и настроение внутри. Не знаю, стал ли месяц декабрь тому виной или что другое, но сейчас ощущения оказались гораздо более противоречивыми. У книги интригующее начало. К шести людям приходят двойники-визитёры, определяющие основные тенденции современного мира. И каждому из прототипов приходиться пересматривать своё понимание окружающей реальности. Вот эта часть самая лучшая. Осень только-только начинается и кажется, что вот-вот надвинется нечто, изменяющее всё вокруг, изменяющее раз и навсегда. Только это неправда, очередная иллюзия в календаре нашей жизни. Обманчивое ощущение проходит, остаются только слякоть и бесконечно моросящий дождь. Вот и в книге всё так же. Автор обрисовывает каждую из линий, расставляет фигуры по своим местам и пунктиром намечает векторы движения, от которых до конца книги не отходит ни на шаг. В итоге вторая половина романа становится скучной. При желании Лукьяненко мог сократить её в два раза или увеличить в три, но смысл от этого не изменился бы ни на грамм.

Возможно, ситуацию могли бы исправить герои, за которых хотелось бы переживать. Но здесь такой только один, пусть и в двух лицах. Это прототип Знания и его визитёр. Остальные вызывают в лучшем случае лёгкое неприятие, а то и вовсе отвращение. Посланник Тьмы, «работающий» киллером экстра-класса, черпает всё своё вдохновение из подсказок симпатизирующей ему сущности, а на деле не может устранить даже элементарную цель. В свободное же от попыток кого-нибудь убить время, Карамазов потакает своим педофильским наклонностям. Посланница Добра мешает людей с грязью, включая своего прототипа. Посланник Творчества вместе со своим напарником предаётся беспросветной рефлексии и не вылезает из бутылки. Дети получились серым, а Власть и Сила толком не запоминаются.

Без сомнений удачной у автора стала попытка представить срез эпохи. Книгу населяет множество примет постсоветского периода, сейчас кажущихся столь чужеродными и далёкими. Исходя из времени действия, свёдшееся противостояние визитёров и их прототипов к перестрелкам выглядит логичным. И всё же определённое разочарование вызывает потенциальный размах их разборок. Посланники частенько вспоминают свои прошлые приходы, когда они вставали у руля держав и религий, вовлекая в Игру миллионы людей. Сейчас же всё гораздо банальнее. И если бы Лукьяненко дал этот размах, то это была бы уже совсем другая книга. Стиль писателя разбивать предложения на короткие хлёсткие фразы, состоящие иногда из одного слова, поначалу вызывает приятие, но чем дальше, тем сильнее это становится натужным и начинает утомлять. Существенным минусом в «Осенних визитах» служат какое-то уж совсем зашкаливающее количество продакт-плейсмента и явный переизбыток эротических сцен.