Больше рецензий

9 ноября 2014 г. 23:03

530

4

Интересная книга для не только тех, кто интересуется психоанализом и кино, но и для филологов (база знаний которых наоборот даже будет очень кстати). Здесь рассматривается метафоро-метонимическая дихотомия (как основа), и заодно упоминаются другие риторические фигуры. А поскольку Кристиан Метц - французский киносемиотик, разрабатывающий структурно-психоаналитическую теорию кино (психоаналитическую структуру означающего в кино), то большое внимание уделяется структурализму: синтагма и парадигма, означаемое и означающее Фердинанда де Соссюра (и те, кто путался в этих понятиях, имеют шанс разобраться в них), труды Якобсона и Лакана; ну и, конечно, куда без дядюшки Фрейда (первичное-вторичное, смещение-сгущение и многое другое). Местами нужно концентрироваться, перечитывать несколько раз или освежать некие понятия и идеи в своей голове, чтобы понять суть, но в целом - довольно доступная и хорошая книга, которая помогает (для тех, кто еще не) мыслить более широко.

"Чтобы сделаться теоретиком кино, было бы идеально разлюбить кино и при этом все еще любить - сначала сильно полюбить, а затем отстраниться вовсе, чтобы взяться за него с другой стороны, рассматривая его как цель того самого скопического влечения, которое и заставило его полюбить. Порвать с ним, как порывают некоторые отношения, но не ради чего-то другого, а для того, чтобы вернуться к нему на новом витке спирали. Все еще нести институцию в себе самом, так, чтобы она находилась в доступном для самоанализа месте, но нести ее в качестве отдельной инстанции, которая не завладевала бы остальной частью Я, опутывая его бесчисленными узами нежного послушания. Не забывать, что представлял собой той синефил, которым некогда был сам исследователь во всех оттенках его аффективных переживаний, во всей многомерности его существа, но уже не быть захваченным им; не терять его из виду, но все время иметь в виду. В конце концов, быть и не быть синефилом - это и есть два необходимых условия, чтобы говорить о кино".