Больше рецензий

Yagmur

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 декабря 2014 г. 18:07

214

4

В 1775 году французский драматург Пьер Бомарше написал комедию «Севильский цирюльник». Главным героем пьесы стал неунывающий испанец Фигаро. Спустя 3 года, в 1778 году, увидело свет продолжение истории – комедия «Безумный день, или женитьба Фигаро». Главный герой в этой пьесе уже не так легкомыслен: он больше рассуждает о жизни, судьбе, неравенстве и справедливости. В 1792 году выходит заключительная часть трилогии о Фигаро – комедия «Виновная мать, или второй Тартюф».

Осторожно! Спойлеры.

Севильский цирюльник
История классическая: в молодую девушку влюблены ее пожилой опекун и молодой граф, оба хотят на ней жениться. Цирюльник Фигаро помогает графу завоевать девушку, после чего получает у него работу.

Пьеса милая, короткая и очень простая. Фигаро здесь веселый, молодой и легкомысленный. Вся его жизненная мудрость пока еще ограничивается размышлениями о женщинах. Как, например, здесь:

Она назовет вас дерзким, а вы назовите ее жестокой. Женщины очень любят, когда их называют жестокими.

Помимо Фигаро, стоит заострить внимание на персонаже графа Альмавивы. В этой пьесе он красивый, богатый, родовитый и, в то же время, застенчивый, влюбленный, готовый на все, чтобы заполучить будущую графиню. Как же его персонаж изменится в продолжении!

Безумный день, или женитьба Фигаро
С событий первой пьесы прошло 3 года. Граф охладел к жене, которую с таким трудом заполучил в первой части, и стал увиваться за молоденькими служанками. Одну из них (Сюзанну) он захотел сделать своей любовницей, но на ней же собрался жениться Фигаро. Однако и у цирюльника не все гладко – по закону он обязан жениться на дуэнье Марселине.

Меня очень расстроило то, как Бомарше поступил с графом Альмавивой. Ничто в первой части не указывало на возможность такого развития событий, однако автор задумал противопоставить богатых и бедных, для чего граф, увы, должен был деградировать: начать пренебрегать любящей женой, давать лживые обещания, стать развратником и прочая, и прочая. Перед читателем предстает полноценный антигерой, причем не только, как личность, но и как представитель своего сословия. Комедия из развлечения, как было в первой части, превращается в социальную сатиру, хотя и довольно мягкую.

Фигаро в этой пьесе честен, предприимчив, влюблен и настроен решительно, но даже он не способен всерьез противостоять графу. Его участь – изворачиваться, плести интриги и водить всех за нос, ведь у представителя его сословия нет другого способа добиться своего. Для того, чтобы доказать это, Бомарше (помимо того, что он делает с графом) подробно описывает жизнь и мытарства Фигаро. В его речах появляются взрослые мысли:

Случай распорядился мудрее, чем мы все, вместе взятые. И так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое. Начиная с ненасытного завоевателя, который способен поглотить весь мир, и кончая смиренным слепцом, которого ведет собака, все мы - игрушки ее прихотей. И, пожалуй, слепец, который идет за собакой, следует более верным путем и реже бывает обманут в своих ожиданиях, чем тот, первый слепец со всей его свитой.

После прочтения этой пьесы у меня осталось двойственное впечатление. Она очень хороша сама по себе – веселая, в меру философская, с закрученным сюжетом и прекрасными персонажами, но если читать ее после первой части, становится обидно за графа Альмавиву.

Виновная мать, или второй Тартюф
С событий второй пьесы прошло не меньше 20 лет. У графа появилось два сына, один из которых погиб за несколько лет до описываемых событий. Второй сын, Леон, как справедливо догадывается граф, не от него, а от бывшего пажа Керубино, которого уже нет в живых. В доме также живет воспитанница Флорентина, которая, на самом деле, внебрачная дочь графа. Фигаро уже в возрасте, но по-прежнему предан графу, который попал под влияние злого человека Бежеарса.

Противостояние двух интриганов, в котором в итоге победит любовь – вот краткая суть данной пьесы. Граф и Графиня наконец-то помирятся и простят друг другу все обиды, о чем Фигаро замечательно скажет:

Ах, я всегда говорил: гнев добрых людей - это не что иное, как настоятельная потребность прощать!

Дети, скорее всего, поженятся, несмотря на то, что они сводные брат и сестра, а старый Фигаро получит, наконец, спокойную жизнь.

Игра в классики