Больше рецензий

11 февраля 2015 г. 18:38

1K

4.5

Это совершенно типичное произведение конца IV века, принадлежащее к жанру новоаттический комедии.
После изменений в общественном сознании и социальном укладе, что произошли тогда в Афинах, трагедия уже не была столь популярной, из комедии исчез всякий политический оттенок. И вот, появилась чисто бытовая комедия, одной из которых и является "Брюзга". И снова появились типичные персонажи-маски: влюблённый юноша, старый скупой отец, умный и ловкий раб, воин, парасит, сводник, девушка и т.д.
Сострат - влюблённый. И при этом он - честный, справедливый юноша, готовый ради любви побыть и рабом на поле.
Не стоит удивляться, что он увидел девушку, тут же влюбился и собрался жениться - это древняя Греция. Чувства людей, глядя по произведениям, были куда более постоянны. А в "Брюзге" говорится также:

"Известно ведь, что если в годы юные
Женится по любви, то будет прочен брак".

Кнемон имеет яркие негативные черты. Он брезглив, доходя почти до безумия.
Далее появляются персонажи Сикон (повар) и Гета (раб). Как мне кажется, здесь они вдвоём исполняют роль "умного и ловкого раба".
Маски воина и его парасита надели на себя: Горгий - мужественный и благородный, готовый защищать честь сестры (несмотря на то, что ей он - одноутробный брат), собирается прогнать влюблённого. Но, увидев что Сострат чувак хороший, решает помочь ему; Дав - просто верный слуга Горгия, исполняет его указания.
Мать Сострата упоминается вскользь, как и дочь Кнемона - у которой, действительно, нет имени, лишь раз появляется и что-то произносит - потому что это действительно неважно. Функции комедии: развлечь, показать какую-то мораль, обращая зло в добро в конце. Девушка лишь повод для закрутки сюжета.
Полагаю, что Кнемон имеет непосредственное отношение к морали, смыслу этой комедии. После падения в колодец он говорит:

"Уж так ведётся, видно, - только горести
Воспитывают нас."
<...>
"Но в одном я ошибался: думал я, что и один,
Обособившись от мира, преспокойно проживу."
<...>
"...на корыстный ум людской
Нагляделся в жизни вдоволь. Я уверен был: никто
Никому на свете блага не желает."

В этом случае проявляется и сила влюблённости и легкомысленность Сострата: то что он помогает, однако ему всё равно как там этот старик - он любуется его дочкой, и едва не роняет верёвку, с помощью которой они с Горгием тащат Кнемона.
И несмотря на то, что Кнемон убедился в том, что ошибался в людях, он всё равно ворчит и отвергает приглашение Сострата ко столу в честь помолвки. Кнемон прогоняет даже служанку. А она уходит с криками:

"И я уйду, клянусь тебе. Ты здесь теперь
Лежи один, страдай за свой несчастный нрав.
Тебя просили люди в грот святой прийти -
Ты отказался. Вот увидишь, новая
Тебя постигнет, да ещё страшней, беда."

Сикон и Гета решили проучить старика, когда он, беззащитный, чуть живой, остался один. И цель их не в издёвках состоит, они лишь добиться хотят, чтобы принял он приглашение.
Так вот, в последнем вся и соль: проявление добра в ответ на злобу и ненависть.
Cчастье людей зависит от них самих, и судьба человека, не свободная от случайностей, всегда обусловлена его характером.
Эту бесспорную для Менандра истину знает даже раб Онисим, который говорит, что все заботы богов о людях сводятся к распределению между ними соответствующих характеров:

"...В каждого его надсмотрщиком
Внедрили нрав они. Наш постоянный страж,
Он губит тех, кто плохо с ним обходится,
Других же милует... Вот он и есть наш бог!
И счастья и несчастья он причиною!"