16 февраля 2015 г. 16:09
210
5
Бессмысленно, все бессмысленно.
Какое же гнетущее ощущение оставила после себя эта книга, какое чувство безысходной и разочарованной беспомощности...
Зачем мы пыхтим, стараемся вложить в нашу жизнь как можно больше смысла, придаем себе значительности и рассуждаем о добре, зле, морали и справедливости? Итог у всех один...
Тут нет главных героев, нет центрального сюжета, есть только клубок независимых, но в тоже время прямо или косвенно связанных человеческих судеб, и есть просто люди со своими характерами и проблемами.
Мир — это убежище извращённых идиотов.
И автор препарирует каждого из них.
Причем вот тут для меня отличие Хаксли от упоминаемого в аннотации Теккерея. Последний разбирает героев по косточкам с иронией и снисходительностью к человеческим слабостям. Хаксли же безжалостен. И "Контрапункт", по моему мнению, - трагедия. Среди героев нет ни одного счастливого человека, только то там, то тут обрывки удовольствия и самодовольства. Возможно, это и есть реалистичный взгляд дистанцировавшегося наблюдателя, но я не хочу верить, что все настолько безнадежно.
Эта книга читалась очень долго, в основном, думаю, из-за своей динамики: она увлекает вначале перипетиями жизней множества разных героев, запутанностью их отношений друг с другом и переплетением фраз-намеков-характеров. К середине темп замедляется, оставляя довольно значительное место для философских рассуждений автора через дневник героя Филиппа Куорлза (который показался мне явно автобиографичным). И вот их для меня оказалось многовато, чтение то и дело начинало тяготить. Приходилось делать перерывы, а то искушение пролистать десяток-другой страниц было слишком велико. Хотя я не могу сказать, что было неинтересно, скорее, иногда излишне педантично и детально.
Несомненно одно - эта книга будит вихрь мыслей и эмоций, о ней хочется спорить и рассуждать, здесь целый кладезь точек, из которых возникают и от которых отталкиваются идеи, ведь герои большую часть романа либо разговаривают, либо думают. Причем делают это бурно, ярко, с чувством, с самозабвением и с непреклонным убеждением в собственной правоте. Они отчаянно ищут себя и свое место в мире, ищут пути выразить свои чувства и внутренние переживания, пытаются постичь любовь и понять, где правда в этом полном противоречий мире.
Жизнь — штука гораздо более трудная, чем санскрит, или химия, или экономика. (...) Люди хотят забыть о том, как трудно жить по-человечески в уродливом современном мире, они хотят забыть о том, какие они бездарные творцы жизни. Одни топят свою боль в алкоголе, другие (и их гораздо больше) — в книгах и художественном дилетантизме; одни ищут забвения в блуде, танцах, кино, радио, другие — в докладах и в занятиях наукой ради науки.
Действительно ли, сковывая себя религией, сознательностью, понятиями о морали, прогрессом и техникой, мы частично убиваем в себе настоящие, природные живые инстинкты, которые, дай им свободу, не навредили бы, а наоборот, привели общество к гармонии? Марк Рэмпион очень воодушевленно говорил о том, что оторванные от реальности интеллектуальные искания - такое же бесполезное времяпровождение, как игра в гольф, но намного более опасное с точки зрения влияния на естественность жизни. Вообще, именно Марк показался мне самым живым и симпатичным из героев, и он был наиболее интересен высказываемыми им мыслями.
Слова, слова, слова. Они отгораживают нас от мира. Почти все время мы соприкасаемся не с вещами, а с заменяющими их словами.
Сильная книга, бескомпромиссная и жизненная. Она не из тех, которые будешь советовать всем наперебой, но прочитать ее однозначно стоит.
Очень жизненная книга. Марк Рэмпион, безусловно, самый человечный человек, но почему-то Филипп мне нравится больше. А еще эту книгу так и хочется растащить на цитаты.