Больше рецензий

2 марта 2015 г. 10:16

344

5

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!»
Милый мальчик! Лучший ученик в классе, талантливый пианист, почтительный сын… Когда Вилфред Саген встречает гостей, собравшихся на семейный обед, он очарователен: изысканные манеры, ангельская внешность. Настоящий маленький принц! И никто не подозревает, что существует другой Вилфред - жестокий и холодный, способный на воровство, обман и предательство. Почему? Вилфреду всего четырнадцать, но вслед за Николаем Ставрогиным и Адрианом Леверкюном он мог бы сказать: «очень скучно жить, до одури». Вот только Маленький Лорд лучше (а может быть, просто трусливее) своих литературных «братьев»: он не способен принять себя таким, каков он есть, смириться с двойственностью своего «я». И потому обречён на долгую, изматывающую и безнадёжную борьбу. Неприятие буржуазных ценностей и драматические поиски себя - классическое продолжение национальной традиции: Пер Гюнт, Юхан Нильсен Нагель, и вот теперь - Вилфред Саген.

Конечно, это во многом фрейдистский роман и его прочтение с точки зрения психоанализа, возможно, самое верное. Не случайно автор намекает, что только «знаменитый доктор из Вены» способен помочь мальчику, но дядя Мартин небрежно отмахивается: какой невроз? мальчик совершенно здоров. И Вилфред снова возвращается в Норвегию, к тому, с чего начал, и выхода не видно. «Великая праздная сила» грозит уйти «нарочито в мерзость». Близкие этого даже не замечают, не хотят замечать.

С книгами, написанными от лица всезнающего автора, всегда существует опасность, что и читатель станет «всезнающим» и невольно начнёт относиться к герою свысока. Гениальность Юхана Боргена заключается в том, что его читателю, наоборот, всё время кажется, будто почва уходит из-под ног. Что будет с Вилфредом? К чему приведёт это пугающее сочетание надменной интеллектуальности с низким звериным инстинктом? Кажется, с одинаковым равнодушием Вилфред может стать как комендантом концлагеря Грини, так и повторить судьбу Халльварда Вебьёрссона – погибнуть, спасая жизнь другого человека. Или сделать и то и другое, и никто не узнает «где и когда в своей жизни Вилфред был самим собой». А может быть, всё обойдется, и Вилфред найдёт себя на одной из тропинок «разнообразных возможностей»?

Но слишком тяжело Маленький Лорд переживает уже первую трагедию своей жизни - трагедию любви; ту, что оставляет вечный след в душе человека и меняет всё его существо, и человек становится по-настоящему взрослым. Вилфреду необходима помощь, но ни мать, ни друзья, ни родственники не позаботились о том, чтобы подхватить его; да что там, они даже не видят, что Вилфред падает. Лишь один человек на земле мог бы помочь ему… но, увы, слишком поздно. Попытка вырваться наталкивается на неустранимое препятствие и наступает ясно переживаемое чувство поражения. Первое из многих. Отец Вилфреда покончил жизнь самоубийством. Что ж, это выход. Но не сейчас. Творчество может стать терапией, помогающей переносить жизнь, но пока с этой задачей справляется и алкоголь.

Второй и третий романы трилогии, по сути, повторяют темы, обозначенные в «Маленьком Лорде»; идут годы, меняется мир, судьба Вилфреда (внешне) полна драматических событий, но его внутренняя жизнь движется по кругу, постоянно возвращаясь к одним и тем же неразрешимым конфликтам. Ситуация безвыходная. Сеть затягивается. Ему не уйти.

Роман о предательстве самого себя, родных, близких, своей любви. История о поисках душевной свободы и её окончательной утрате. Грустная, мучительная история. И Великая литература.

Флэшмоб 2015. Чудесный совет ari ! Спасибо!

Комментарии


Я чувствовала, что вам понравится!


Очень-очень понравилось! Спасибо))


Я её ещё паре проверенных читателей посоветовала, а то её почему-то мало знают. Я тоже её не очень давно прочитала, хотя она у меня бумажная имеется уже много лет. А вот почему-то руки не доходили.


И я только в прошлом году прочитала. Мне показалось знаковым, что он хотел его еще в первой части убить... А потом так и мотал по жизни.


Там же в первой части открытый финал, по существу. Если дальше не читать, его можно трактовать и как плохой, хотя прямо ничего не сказано.


С учетом того, что он не собирался поначалу продолжение писать... Просто хотел такого АНТИ Маленького лорда Фаунтелроя создать. А получилась такая вот слоистая и сложная вещь.


Правильно, что он дальше написал. Это не тот случай, когда говорят, что нужно было вовремя остановиться. Всё-таки дальше про него понятнее стало, потому что в первой части он совсем симпатии не вызывает, а прочитаешь дальше, как он сам с собой мучился, так хоть плачь как жалко его. (ну я наворотила, но не буду исправлять)


Ох, и правда, такое чувство сострадания он вызывает! Не совсем в тему, но похвастаюсь - жду вот, на днях по почте придет ко мне томик Боргена (у тебя вроде такой, из серии МСП). Ну и еще десяток книг из этой серии)


Надо будет сверить, что там тебе пришло, у меня книжек 14 МСП есть и не все читаны. Так что, если пересечемся где в нечитаных, то можно будет наметить вместе прочитать.


Да, в двух продолжениях герой получился более реальным и живым, это точно. И мне в целом показалось, что последняя часть сильнее первых двух.


История о поисках душевной свободы и её окончательной утрате. Грустная, мучительная история. И Великая литература.

Замечательно! Очень точная рецензия на одну из моих любимых книг. Согласна насчет рассматривания книги сквозь призму психоанализа, я вот буквально на днях именно так воприняла "Демиана" Гессе - и все встало на свои полочки. И эту книгу в контексте становления личности и борьбы со своей темной стороной тоже вспоминала.


Отличная рецензия, Ирина! Спасибо вам. :)