Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 марта 2015 г. 22:26

435

4

Имя этого писателя знакомо каждому, являясь величайшим мастером жанра ужасов, он также с немалым успехом творит в жанре психологического триллера, фантастики, мелодрамы. Выпустив за четыре десятка лет своей плодотворной деятельности 53 романа и сотни рассказов, Стивен Кинг не планирует на этом останавливаться и ежегодно на книжных полках появляются два – три его новых творения. Даже не любители чтения знакомы с кинговскими сюжетами по многочисленным их экранизациям. В тоже время книг, анализирующих секрет писательского успеха Стивена Кинга сегодня практически нет. По иронии автором наиболее популярного и точного исследования в этой области является… сам автор (кто не знает его мемуарно-аналитического произведения, вышедшего 15 лет назад – «Как писать книги»). В сущности, первым подробным исследованием биографии Стивена Кинга стала вышедшая в 2008 (на русском языке в 2011) г. книга журналистки из Нью-Йорка Лайзы Роугек «Сердце, в котором живёт страх».

В России ситуацию решил исправить в бывшем сам переводчик кинговских романов Вадим Эрлихман. Это далеко не первая его книга о Стивене Кинге. Впрочем, справедливости ради, нужно отметить – «Профессия horror» - лишь доработка предшественниц. Уже с первых страниц бросаются в глаза как её достоинства, так и недостатки. Книга анализирует каждое из произведений Кинга, впрочем, далеко не равнозначно. Достаточно подробно рассмотрен «Кэрри», ряд ранних произведений, в какой-то мере – «Оно» и «кладбище домашних животных». Указаны их стилистические особенности, сильные и слабые стороны, история создания, место в жизни самого писателя. Впрочем, дальше анализ всё больше сводится к простому описанию сюжета. От того исследование В. Эрлихмана чрезвычайно наполнено спойлерами. Не советовал бы браться за эту книгу тем, кто не прочёл добрую половину из творческого наследия Мастера и тем более – начинать своё знакомство с автором. Эрлихман 2/3 книги посвящает простому раскрытию сюжета всех его романов и сборников – это стало для меня одним из главных её недостатков. Иногда кажется, что автор просто делится с читателем своими впечатлениями от прочитанных книг, чаще – опускается к простому спойлеру.

Глава, посвящённая развитию жанра литературы ужасов («Таланты и поклонник») и вовсе, создаётся впечатление, не написана В. Эрлихманом, а взята из другого источника (вполне возможно из кинговской «Пляски смерти») – настолько вдруг непохожим становится стиль и манера письма. Эта часть вызвала у меня, как у поклонника ужасов, неподдельный интерес – поскольку на 25 страницах проанализированы все крупнейшие вехи развития жанра, знаменитые авторы и их произведения – не только литературы, но и киноиндустрии. Отдельная глава посвящена экранизациям сюжетов Стивена Кинга («С бумаги на экран»). Как и в случае книг – анализ кинокартин крайне неровный, в большинстве своём – слишком поверхностный.

Часть «Как он пишет» - своеобразный пересказ основных моментов кинговского «Как писать книги». Впрочем, нужно отдать должное Эрлихману за подробный анализ взаимоотношений Мастера с его ближайшими родственниками, чего так мало, например, в том же исследовании Лайзы Роугек. Впрочем, если сравнивать оба аналитических творения, то книга американской журналистки-расследователя несравненно глубже в деле литературоведческого анализа, описании того места, которое занимает то или иное произведение в жизни самого Стивена Кинга.

Из сильных сторон «Профессии horror», несомненно, отметил бы те её части, связанные с коллизиями русскоязычных переводов произведений Стивена Кинга. Сам побывавший в этой среде в 90-ые годы, В. Эрлихман здесь поистине попадает на свою стезю. В двух частях «Интерлюдии. Король и мы» (около 20 страниц) автор детально останавливается на достоинствах и чаще – недостатках всех русскоязычных переводов Мастера, истории их появления, судьбе книг и целых издательств. Не без гордости Эрлихман говорит о собственном вкладе в это дело, впрочем, отмечая слабость качества своих переводов, коллизии, связанные с отсутствием целых фрагментов (довольно часто в 90-ые годы выходили сильно сокращённые издания, конечно, по коммерческим соображениям).

Прочитано в рамках Урока литературоведения №25, март 2015 и "Спаси книгу - напиши рецензию", тур №33

Комментарии


Кинг притягивает! Когда же появится книга о нем настолько же классная, насколько он сам о себе пишет...