Больше рецензий
30 марта 2015 г. 09:33
479
5
РецензияСартр переосмыслил античные мифы об Оресте с точки зрения экзистенциализма.
Главный герой возвращается в родной город и видит, что жизнь города – это непрекращающееся раскаяние, муки совести, власть мертвецов, театрализованное самобичевание. Город гниет: он охвачен мухами-мстительницами.
Орест не только убивает мать и отчима (мстит за смерть отца Агамемнона), он спасает Аргос от мух, то есть делает город и его жителей свободными.
Свобода – ключевое понятие пьесы. Люди свободны. Но большинство не подозревает об этом, поэтому подчиняются государству, богам и т.д.
Царь Эгисф говорит о себе:
«Я всего лишь страх, испытываемый передо мной другими».
Бог Юпитер:
«Вот уже сто тысяч лет я пляшу перед людьми. Медленная, мрачная пляска. Нужно, чтоб и они смотрели на меня: пока взор их прикован ко мне, они забывают смотреть в себя».
Орест – единственный в пьесе, кто ощущает себя свободным:
«Я обречен не иметь другого закона, кроме моего собственного».
«Потому что я человек, <…> а каждый человек должен сам отыскать свой путь».