Больше рецензий

12 мая 2015 г. 20:11

589

4

Только что дочитала интересный роман "Суд королевской скамьи" авторства неизвестного мне доселе Леона Юриса.
Начну, по традиции, с истории, которая связана у меня с этой книгой. В 90-к годы, как всем известно, на экраны наших телевизоров хлынула гигантская волна зарубежных фильмов.  В ней было много "пены", но много и достойных образцов иностранного киноискусства. Вечерами в выходные по ТВ постоянно показывали что-то интересное, родители с удовольствием смотрели, а я памятью и взглядом "прихватывала" отрывки. В числе таких фильмов была история про суд. Судами я тогда интересовалась в связи с моей любимой книгой, поэтому постарались вникнуть в суть дела. Не вникла по малолетству и драму не поняла, но историю в общих чертах запомнила. И только много лет спустя  узнала, что тогда видела урывками мини-сериал "Королевская скамья 7". И что есть первоисточник, к которому мы сейчас и вернемся.

Чем меня сразу "взял" роман - практически беспроигрышной  композицией, чем-то напоминающей авантюрные произведения Сидни Шелдона. Два человека, живущие, словно две параллельные прямые, их взлеты и падения. Два совсем разных мира.  Впрочем, кое-что общее у них есть. Оба, каждый в своей сфере,  талантливы и работоспособны. Оба благодаря этим качествам заняли прочное место в обществе. Оба прекрасные любящие отцы и не слишком хорошие мужья. Оба пострадали на войне. Кто бы мог предположить, при каких обстоятельствах состоится их знакомство? И уж конечно они сами никогда не думали, что впервые встретятся в зале суда,  фактически в бою на разных сторонах...
Больше о сюжете рассказывать не буду. Лучше скажу, о чем роман, на мой взгляд. Он об ответственности. За свои слова и поступки, прежде всего. И перед другими людьми, которые -так уж случилось - надеются на тебя и которых нельзя подвести.  Такие люди есть у обоих главных героев, и именно это мешает им  решить дело миром. В романе четко показано, что для каждого героя наступает момент, когда он готов отступиться. Но малозначимое для них самих обстоятельство оказывается сверхважным для тех, кто им дорог. И абсолютно рядовой, банальный  процесс превращается, фактически,  в продолжение глобальной войны.
А еще это роман о памяти.  О том, что ничто, сделанное нами, не исчезает бесследно. Как писала еще Агата Кристи, всегда есть те, кто видит и помнит.  Люди живут не в вакууме, хотя иногда им очень хочется думать именно так.
Это книга о выборе. О том, как трудно решиться на что-то в смертельно опасной ситуации - и как легко судить о недостатках чужого выбора, сидя  в безопасности и комфорте.
И самое важное - это роман о человечности. О том, что всегда, в любом положении находились люди, которые смогли остаться людьми. Сохранить милосердие и доброту. И, утеряв важное самое важное в жизни, не ожесточиться, а найти в себе силы помочь другим. И те, кому чужая беда - в радость. А между этими полюсами - наверное, все мы. Обычные. Потому что никогда не знаешь, как поступишь, пока не "припрет" по-страшному. И дай Бог, чтоб ТАК - не приперло никогда.
Если захотите почитать, очень советую не смотреть в аннотации, дабы не портить впечатление. Выстроенная автором почти детективная коллизия стоит того, чтобы постигать ее вдумчиво и постепенно.

Немного ложек дегтя.
Немного  испортила впечатление однозначность позиции автора, граничащая с пропагандой, но она, к счастью, начала появляться лишь ближе к финалу. Достаточно долго Юрис сохраняет нарочитую бесстрастность, позволяя читателю "проникнуться" обоими персонажами, определиться в своих симпатиях и антипатиях. И лишь потом взрывается четко направленной яростью - абсолютно  обоснованной, но уж  слишком прямолинейной для художественного произведения.
Вторую ложку дегтя, строго говоря, не стоит считать таковой. Просто хочу предупредить: если вы плохо переносите описание хирургических операций( точнее- когда у человека что-нибудь отрезают или зашивают), лучше не беритесь за книгу. Там этого очень много и с кучей подробностей  - инструменты, глубина разрезов, виды наркоза, реакция больных. Я это называю "кровишшша!!!"  Временами читать было мучительно почти до тошноты, но и интересно тоже.
И третья - ну зачем же было опять привлекать старину Фрейда в качестве "бога из машины" для объяснения мотивации героев? Это уже настолько заезженный прием, что он  не вызывает даже смеха.

P.S. Мини-сериал тоже рекомендую. Он такой хороший представитель олд-стайла ( 1974 год) - с крупными планами, драматичной музыкой и застывающими кадрами. Виды Лондона, опять же. И  актеры хорошие. Одного героя прекрасно играет  гениальный Энтони Хопкинс. Другого - менее многогранный,  но харизматичный Бен Газзара, похожий на брутальную версию Бена Кингсли.  Одно "но" - я нашла его только в оригинале, без русскоязычной озвучки и сабов.