Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

24 июля 2015 г. 22:48

1K

3.5

Минуло еще десять лет. После смерти своего тестя Гарри, бледная, но грузная тень былого Кролика, становится успешным торговцем автомобилями, его так часто трещавший по швам брак теперь, кажется, защищен от всяких потрясений, хотя периодически Гарри по старой памяти нет-нет да и высказывается в адрес Дженис нелестными словами. Правда, наблюдая за поведением других персонажей, можно сделать вывод, что то ли для мира Апдайка это норма, то ли Энгстромы все как на подбор. Правда, старшее их поколение ушло, зато неловко вступило, ввалилось, можно сказать, во взрослую жизнь новое – бедолага Нельсон. Именно он и является причиной, из-за которой в жизни Кролика происходят очередные бури: помеха-сын с его «достижениями», его собственная беготня за деньгами, не оставляющие воспоминания о Рут… Глаза Гарри впиваются чуть не в каждую юную девочку с двумя мыслями, очередность которых постоянно сменяет друг друга: какова из себя и не его ли она, случаем, дочь. Порой это кажется таким вероятным.

Не знаю, нарочно ли это делал Апдайк или это во мне дело, только в каждой книге есть персонаж, который будто бы создан для того, чтобы раздражать. В первой книге это сам Кролик, во второй – его жена Дженис, в третьей – Нельсон, который, впрочем, еще в предыдущей части показал себя как существо слабохарактерное. С другой стороны, конфликт Гарри и Нельсона воистину вечен, и в том, каким вырос Нельсон, немалая вина отца, неприкрыто высказывающего свои жесткие мнения, да еще заявляющего открытым текстом, что, мол, катись-ка ты, сынок, подальше. Как и многие другие непутевые родители, Гарри судит сына по себе, и вместо того, чтобы воспитать его как следует, сначала дает ему спуск (возьми пива, Нельсон, предлагает он во второй книге тринадцатилетнему пацану, мы тут травку покурим, пусть с тобой вот девочка молодая поживет и преступник – пожалуйста, вот смотри, как я ему врежу…), а потом дает, что называется, пинок под зад, чтобы жестокий мир воспитал сына вместо него. Мотивирует он это тем, что ему в его возрасте хотелось бежать куда глаза глядят, но после мы узнаем, что Кролику, по существу, просто не нравилось, что в доме находится еще один мужик, предъявляющий на что-то свои жалкие претензии, в то время как он здесь главный, и все, кроме него, недостаточно умные. Став успешным, Гарри свято уверовал в свои таланты, которых у него, в общем, никогда и не было. Этот очевидный для сына факт выводит Нельсона из себя, выбивает почву из-под ног, и хотя ведет себя мальчишка глупо, он, милостью отца, не мужчина, а заплутавший ребенок.

Через эту книгу ярко проходит тема отцов и детей. Старшие постоянно жалуются в своих пространных разговорах (ох уж этот Апдайк, сначала политика-негры, теперь – экономика, не считая житейских дрязг и вытянутой из них, с позволения сказать, философии), что не понять им младшее поколение, совсем они не такие, и ведут себя как-то не так, и они бы в их возрасте так не смогли… Тема изъезженная как мир, но на примере Гарри и Нельсона поставлена интересно. Во всяком случае, уж точно есть о чем поразмыслить.

Мило в этом романе описаны женские персонажи – не старшие, среди которых тема секса просто зашкаливает (хотя по идее должно было бы быть наоборот), а подружки Нельсона – разумница Мэлани и не совсем понятная, но тоже вполне милая и часто даже трогательная Пру. Примечательно, что у каждой из этих девиц мозгов больше, чем у Гарри и Нельсона вместе взятых.

Финал романа, как и второй части тетралогии, и разочаровывает (ну из-за чего же тогда весь сыр-бор, ну из-за чего!), и обнадеживает. Пожалуй, так: он разочаровывает, как концовка романа, но обнадеживает, как завершение жизненной драмы, которая могла привести к многим жертвам.