Больше рецензий

karelskyA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июля 2015 г. 18:25

741

4

и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
/Евангелие от Иоанна/

Гегель говорит то же самое, что и Христос, только истина у него другая.

Итак, про Арсения Гулыгу знал раньше, что он дружил с семьей Лосевых и те о коллеге очень хорошо отзывались.

Книга Гулыги стала "окном", через которое увидел мир Гегеля, но не дверью.

Почему Гегель? В культуре много его "следов" - иногда явных, иногда замаскированных, а иногда и ложных. Философию Гегеля обвиняют в оправдании фашизма. Насколько правомерно? Ответа из этой книги не получил, по ходу чтения прослушал несколько лекций. На данный момент понял, что фашисты не любили Гегеля, так как он считал всех людей равными и конец истории у него был в достижении свободы человеческого духа в его саморазвитии. Еще понял, что философия Гегеля атеистична в сути, ее можно назвать философской антропологией. Более того, это своего рода духовное учение про ступени восхождения человеческого духа от конечного его состояния к бесконечному. Еще это целостный мир со своей истиной, путем ее достижения, своим способом мышления, терминологией, "жителями".

Можно ли теперь самому не читать Гегеля? Нет. Гулыга дает общий обзор творчества, порой мало понятный, на фоне биографии философа. Из произведений захотелось прочитать "Феноменологию духа".

Книга позволяет почувствовать Германию конца 18 века, где живут Гегель, Шеллинг, Фихте, Гете, Гейне. Неожиданность, что Гегель (как и Гете) приветствовал Наполеона как выразителя мирового духа, несшего прогресс цивилизации.
Заинтересовала диалектика с ее тезисом, антитезисом и синтезом, где противоречие - способ развития.

Получается неплохо - на примере Гегеля можно быть добропорядочным бюргером и одновременно абсолютным духом, достигшим свободы и снявшим все противоречия субъективного и объективного в целостности синтеза.)

Какое это имеет значение для моей жизни? Практически никакого. Антитезис - большое. Думать ли над синтезом?

Хочу продолжить знакомство.

Комментарии


Неожиданность, что Гегель (как и Гете) приветствовал Наполеона как выразителя мирового духа, несшего прогресс цивилизации.

закон о единстве противоположностей. В реале он бы его только дебилом назвал


Гегель расстроился, когда планы Наполеона провалились. Надо разобраться.


Наполеон мне интересен намного больше. Гегель и Кант со своими философскими водорослями интересны только ценными практическими выводами, которых у них нет. Наполеон был великий человек, но отвратительный диктатор. Он загнал самого себя, никому не доверяя и делая все сам


философскими водорослями

вспомнил ламантинов, все твердят, что лучше быть групером)


Если осетром, то с иранской стороны. Там за браконьерство отрезают руки


Когда-то, более пяти лет назад, читал К. Поппера ''Открытое общество и его враги''. Более половины не понял. Вероятно, несколько примитивизирую, но основной вывод английского философа заключается в обвинениях Платона - Аристотеля - Гегеля - Маркса за философское оправдание несвободы. Насколько справедливы обвинения Поппера объективно судить не могу, но недавно столкнулся с мыслью Георга Лукача о том, что буржуазия после революций 1848 года начинает последовательный отказ от любого положительного восприятия Гегеля, о том, что симпатизирующий Гегелю филосоский труд возможен исключительно в марксистском контексте. (Прошу обратить внимание на то, что Лукач был очень специфическим марксистом, отнюдь не советским ортодоксом.) Что Вы на это могли бы сказать?


Надо в этом еще разбираться. У Гегеля в основе сущего находится вечный познающий дух, у Маркса материя. У Гегеля основное свойство этого духа - свобода, основанная на уважении другой личности в том числе и которая есть причина и цель возникновения права, государства, которые должны способствовать наступлению конца истории как разумного миропорядка как формы выражения абсолютного духа. Потому оправдания тоталитаризма пока у Гегеля не увидел.

О критике Гегеля Поппером и возражениях ему Маркузе прочитал в статье "Гегель" в Википедии в разделе "Ответы на обвинения в философском обосновании тоталитаризма"
Спасибо за комментарий)


http://www.katyn-books.ru/library/fashizm-ideologiya-politika10.html


Большое спасибо за интересные ссылки.


Вообще, должен признать, что для лучшего понимания и Гегеля, и марксизма изучение Маркузе и Нерсесянца очень полезно. Другой вопрос - для изучения всей этой сложной группы тем почти неизбежна постоянная отсылка к более ранним темам. У меня бывает иногда так - начну вроде бы какую-нибудь частную тему по Марксу, а потом отсылками к Гегелю, от него к Канту постепенно окажусь читающим нечто про Платона или Аристотеля. Дилетантизм в философском чтении - и радость, и горе одновременно, со временем понимаешь необходимость более систематичного подхода.


Спасибо, мне интересно :)


Вкратце, учение Гегеля изложено в его работе "Философская пропедевтика", которую он написал для гимназии в которой преподавал. Объём около ста страниц.

См. Гегель "Работы разных лет. Том 2.": http://www.livelib.ru/book/1000021157


Спасибо, есть даже бумажный вариант, доберусь до нее.)