Больше рецензий

taecelle

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 июля 2015 г. 12:47

872

2

Нет, все-таки кроме как в исполнении Супергатари я философию не воспринимаю. С трудом осилила эту книгу, а она вроде как при этом - почти что культовая.
Могу сказать определенно - культовость у философов отнюдь не обязана сочетаться с увлекательным языком и легкостью повествования. Увы.
Итак, если я все правильно поняла (точнее, основной посыл) -Жирар проповедует мысль о том, что насилие - это необходимая часть человеческого бытия и поэтому она так прочно обосновалась в ритуальной его части буквально с самого момента возникновения религии как таковой. Идея его заключается в том, что некий человек (причем он может выбираться совершенно по разным признакам - быть как "чужаком", представителем другого племени, так и королем в собственном племени) в буквальном смысле должен стать жертвой насилия, умереть (или сильно пострадать) во имя того, что насилие выплеснулось в одном-единственном акте (священном) вместо того, чтобы полностью подчинить себе все популяцию. В случае, елси подобной жертвы не происходит, насилие так или иначе берет верх в данной конкретной группе и все заканчивается совсем плохо.
Доказательство своей теории Жирар строит в основном на древнегреческих трагедиях ("Эдип" особенно нежно им любим), не забывает помянуть к слову и без слова старину Фрейда, которого он обвиняет втом, что Фред все время ходил вокруг да около этой самой гениальной мысли про искупительную жертву, но так и не дошел до нее (по мнению Жирар, попросту струсил). По его мнению, такими вот искупительно-жертвенными причинами объясняется запрет на инцест и несколько других пришедших к нам из древности законов.
Если хотите мое мнение (хотя что оно стоит по сравнению с мнением крутышки Жерара) - все это туфта. В смысле туфтой я называю идею о том, что человеку прямо вот так необходимо насилие, что без него никак. Все-таки мы - часть животного мира, а животным не свойственно насилие безо всякой причины (а вот если хочется кушать или совокупляться - это другое дело). А посему я категорически отметаю идею, что если не приносить "жертву"то люди друг друга непременно перережут или по-другому замучают. То есть я считаю, что как раз наше отличие от животного мира должно состоять не в том, что нам нужны жертвы, а в том, чтобы обойтись без них, с помощью одновременно логики и морали объяснив себе этот отказ и сделав саму практику подобного насилия неприемлимой.
"Ребята, давайте жить дружно" (с)

Комментарии


Нет, не будем мы жить дружно. Жаль, конечно, но это так.

Любая общность людей всегда строилась, строится сегодня и будет строиться завтра вокруг идеи своего круга. Все, кто за пределами круга -- чужаки, и мы от них стараемся как-то дистанцироваться. А если дистанцироваться не удаётся -- воюем.

Хорошо это или плохо? А бог его знает.
Кажется, что нам было бы спокойнее в мире, если бы мы все были Котами Леопольдами, но на самом деле вовсе нет. Если бы не нормальная человеческая агрессия, не было бы взаимного отталкивания, и мы так и продолжали бы сидеть в Африке, где и зародился род человеческий. И нас продолжали бы жрать леопарды, так что спокойствие было бы очень относительным.
Зато общество Котов Леопольдов никогда не изобрело бы колеса и атомной бомбы и в конечном счёте не загадило бы планету, не стало бы угрозой собственному существованию.
Но оно бы и не задумалось о возможности столкновения Земли с крупным космическим телом и погибло бы в полном составе, когда это космическое тело угодило бы прямиком в Африку...

Так что давайте жить аккуратно.
Дружить будем со своими против чужих, чтобы не идти против человеческой природы, которая сформирована миллионолетней эволюцией. Не будем плодиться, как кролики в саванне. А при этом будем думать и о будущем тоже.
Вот если бы так сказал Кот Леопольд, а я бы его всецело поддержал.