Больше рецензий

30 августа 2015 г. 16:59

946

4 Как же иногда бессознательно противишься такому развенчанию любимых мифов...

Мифы и легенды об исмаилитах низаритах, столетиями актуализируемые самим наличием термина "ассасин", как кажется, имеют сходную историю. Их появление восходит к последним десятилетиям XII века, когда целый корпус взаимосвязанных историй распространился по Латинскому Востоку и Европе. В них рассказывалось о таинственной восточной организации, члены которой слепо подчинялись ее предводителю — Старцу Горы. Беспрекословное выполнение опасных заданий по его приказу и беспредельную самоотверженность западные передатчики объясняли сопутствовавшим приказам употреблением ассасинами одурманивающих средств вроде гашиша. Это позволяло давать "разумное объяснение" поведению, представлявшемуся иррациональным. Следует учитывать, что до авторов такого рода повествований доходили в лучшем случае фиктивные подробности и полуправда о низаритах, распространявшаяся их многочисленными врагами — мусульманами и христианами Леванта. Мотивация происходящего наркотической зависимостью позволила разыграться воображению сочинителей фантастических историй. Утверждалось, что Старец Горы манипулировал ассасинами-убийцами, систематически одурманивая их неким напитком — интоксикатором, напоминающим гашиш. Всё это происходило в "тайном райском саду", где под действием зелья ассасины на время удостаивались блаженств рая в земной жизни. Желавшие одного — предаваться удовольствиям вечно, они были готовы исполнить даже самые опасные приказы своего жестокого наставника.

Главная цель исследования Фархада Дафтари — проследить происхождение наиболее популярных средневековых легенд об исмаилитах-низаритах и в то же время рассмотреть историческую обстановку, в которой эти истории получили столь широкое хождение.
Легенды об ассасинах родились из надуманных сообщений европейцев о Востоке и коренились в негативном отношении к исмаилитам остальных мусульман. Со временем эти выдумки, ставшие неотъемлемой частью исторического наследия Средневековья, были приняты даже наиболее солидными западными хронистами и стали считаться достоверным описанием обычаев загадочной восточной общины. Наивысшей точки мифотворчество достигло благодаря незаурядному таланту Марко Поло — известного венецианского путешественника XIII века.
Именно благодаря Марко Поло легенды об ассасинах обрели собственную жизнь. Позднее, когда значительно более надёжная информация об исламе и его внутренних делениях стала доступна европейской исследовательской мысли, вся эта мифология потребовала решительной переоценки. Прогресс в исламоведении и серьезный прорыв в изучении истории и доктрин исмаилитов позволили раз и навсегда избавиться от ряда расхожих измышлений об ассасинах. Однако экзотические истории о гашише, кинжалах и земных "райских садах", коренящиеся в страхе, враждебности и невежестве, оказались столь сенсационными и потому притягательными, что даже на основании рациональных исследований Нового времени не могли быть всецело перемещены в сферу неприкрытых измышлений.
То, что такого рода мифы продолжают питать воображение всё новых поколений и в них продолжают верить во многих уголках земного шара, проистекает из того злополучного факта, что и в западном, и в восточном мирах границы между фактом и вымыслом, действительным и воображаемым далеко не всегда лишены размытости. Ныне наконец пора окончательно признать: истории об ассасинах, столетиями считавшиеся отражением реальности, есть не более, чем абсурд, продукт клеветнических, невежественных фантазий, рожденных буйным воображением и не заслуживающих серьёзного внимания. Могли ли низаритские фида'и и в самом деле быть теми доверчивыми юношами, какими они изображены в легендах, — слепыми последователями коварного вождя, легко превращавшего их в зависимых от гедонистических удовольствий существ и требовавшего самопожертвований в целях собственных дьявольских планов? И сколь правдив образ Хасана Саббаха, основателя революционного движения низаритов? Ведь известно, что он вёл жизнь аскета, был благочестивым мусульманином. Все тридцать лет своего правления он не покидал пределов крепости Аламут. Хасан, не колеблясь, приговорил к смерти обвиненного в пристрастии к вину сына и отослал своих жену и дочерей в отдаленную крепость, где им пришлось зарабатывать на жизнь прядением. Он основал независимое движение и возглавил сплоченное государство, сохранившееся во враждебном окружении, поставив во главу угла шиитскую идеологию и руководствуясь указанными строгими принципами.
Понятно, что вызов, брошенный Хасаном Саббахом существующему строю и подхваченный низаритскими лидерами Персии и Сирии, естественно, вызвал как военную, так и литературную кампании против низаритов, и прежде подвергавшихся преследованиям со стороны мусульманского большинства. Антиисмаилитские литературные нападки мусульман — плод домыслов о ранних исмаилитах — в конечном счёте вылились в легенды об ассасинах, рождённые бурным воображением крестоносцев, вообще мало что знавших об исламе, а тем паче о низаритах. Эти легенды явились результатом странного молчаливого соглашения между христианами и мусульманами в период Крестовых походов. Именно так ранняя антиисмаилитская "чёрная легенда" суннитских полемистов обрела "достойное" развитие в мифе об ассасинах крестоносцев. И хотя самим легендам об ассасинах не хватало исторического основания, они обрели самую невероятную, мифическую предысторию.
Книга, вне всякого сомнения, представляет собой практическую научную ценность. Но как же иногда бессознательно противишься такому развенчанию любимых мифов :-)