Больше рецензий

natali-zhilina

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 сентября 2015 г. 12:43

780

4 ...Учителя даже не пытаются...

Занятно, что самая продвинутая в мире страна, которая позиционирует себя мировым лидером ну буквально во всем - во всем, целенаправленно разваливает собственную систему среднего образования.

И при этом народу хорошо и комфортно - дети не напрягаются, хотят вникают, а хотят - нет, хотят слушают, а хотят нет, хотят по классу соваться - ходят себе (а иногда даже и танцы с песнями устраивают), хотят в контрольной написать fuck school - пишут (это вместо!! контрольной, а не в тексте). И у них все cool. Учителя тоже не парятся, читают на уроках что-хотят (и в плане преподавания предмета, и в плане книжечек да журнальчиков), в интернете сидят, даже иногда булочки трескают, а подопечным выставляют высокие баллы буквально за все, даже за fuck school. При этом они nice. Родителям в подавляющем большинстве наплевать на знания, главное баллы (но это, в принципе, не новость), важно, чтобы педагог был nice. Чиновникам и коммерсантам/консультантам от образования и вообще лафа - получают приличную зарплату, кропают дикие новаторские методики и продают (продают!!!) их образовательным дистриктам и учебным заведениям. А еще они осваивают немеряные государственные и негосударственные ресурсы, чему и рады. Остальное (типа чьи то там знания) - побоку. В целом ужас? Ужас, да. Но не совсем.

Мотивы такой политики более или менее понятны. Я параллельно с автором (еще в процессе чтения, а в конце книги он об этом и пишет) сделала простые выводы: американскому правительству очень комфортно управлять такой послушной, исключительно патриотичной нацией, наибольшей добродетелью у представителей которой считается следование разнообразным инструкциям и доносительство друг на друга о всяких безобразиях (например, кто там списывал на уроках или спиртное на переменке распивал). Вот ведь хохма - списывал! Не знаю как сейчас, но мы на экзамены шпорами обвешивались мощно. Спишешь, не спишешь - а душу греет.

Вот так то в США детки учатся. Но все же, все же... Плюсов немало. Некоторые нюансы заставили меня прямо таки обзавидоваться. Ну, про крутую материальную базу школ, отсутствие каких-либо денежных поборов, отсутствие у детей снобизма (типа, а на какой машине твоя мама ездит? (это у моей крестницы в классе первейший вопрос среди детей), в целом хорошие отношения в коллективе, я молчу. А отметить особо хочу вот что. Во-первых, у учеников есть возможность выбирать предметы для изучения (конечно, из необязательного списка, но это все равно очень приятно). Во-вторых, там просто таки чудесная программа по математике.

Дело в том, что я - математический кретин, математикофоб и математиконенавистник. И это не преувеличение. Сей отзыв пишет человек, который не решил самостоятельно ни одной задачи, человек, для которого те примеры, что автор приводит как элементарные - вообще как... Ну даже не знаю как. Как дикий ужас. В связи с этим в школе я хлебнула лиха - мало того, что и так не сладко от собственной математической некомпетентности (репетитор вызвал моих родителей и сказал, что я ненаучаема), да ещё и учительница относится, как к полудурку. Да, да. Я дожила до седых волос, а она до сих пор считает, что я немножко неполноценная, то есть дурочка совсем. В результате самооценка в школе была на нуле, заработался дикий многогодичный стресс и неприятный осадок остался на всю жизнь.

А вот в США все просто - для таких как я разработаны специальные формулы, алгоритмики, стишочки и т. д., очень простые, которые могут успешно применять даже недалекие американские детки. А эту жесть - тригонометрию и всякие там логарифмы в школе никто и не додумался изучать. В институте, граждане, и только для тех, кому интересно. Да и за такое отношение, которое пережила я, учителя просто зароют под плинтус. Вот я американским students (их не называют учениками, а зовут студентами) и позавидовала - уж их-то никто кретином назвать не посмеет даже мысленно. Там все позитивно, крайне положительно и толерантно, поэтому ничье самолюбие не пострадает.

Хотя...Мои школьные математические ужастики стали стимулом для мощного самоутверждающего "марафона" - уж гуманитарный то университет я закончила с красным дипломом, да каким - вообще практически без четвёрок, даже текущих. Даа, звездила пять лет, поскольку среди однокурсников и преподавателей котировалась очень высоко. В общем, за все детские математические обиды отыгралась. И даже сообщила о своих успехах математичке (она моя соседка). А та явно не ожидала узреть в моей голове наличие хоть каких-то мозгов, поэтому очень удивилась. Во как сильны школьные стереотипы и ярлыки! Но это так, лирическое отступление.

А что же ещё мне понравилось в американской образовательной системе? Да то, что ели ты хочешь учиться, то возможности все таки есть - хоть те же специализированные классы и школы разного типа. И главное!! Это окупится в жизни практически гарантированно. А если не хочешь знаний - да нафиг надо. Шуруй, например, в магазин продавцом работать. Я подумала, что вот у нас сейчас повально все умные, все университеты закончили. А толк? У многих ни реальных знаний, а уж тем более приличных зарплат. И вообще на работе скажут - "забудьте все, чему вас там учили". А людей рабочих специальностей - дефицит (точно знаю, на работе долгое время занималась профориентацией).

И еще такое очень неутешительное наблюдение. Автор проводит параллели между российской и американской образовательными системами. Я не знаю, как там сейчас дела обстоят в России (может одумались), но тут, в Украине развал образования по американским лекалам идет полным ходом. Не все, конечно, так удручающе, как в Штатах, но... Так уж получилось, что хоть я и не педагог, но очень хорошо осведомлена практически обо всех новаторских идеях, которые внедряются в современную методику преподавания. Я имею в виду, например всякие там активные и интерактивные методы (типа, мозговой штурм, "ажурная пила", работа в группах, кто в курсе - тот поймет, а кто нет - можете не заморачиваться, это такие модные "педагогические фишечки"). Имя этим методикам - легион. Вот кто почитает книжечку - тот поймет, какая им красная цена, как их "накропали" американские образовательные функционеры и зачем. А у нас все круто - давай, внедряй блин.

И представьте ситуацию - приезжает квалификацию повышать такая себе тетенька-учительница из далекого села (я им с аттестационными работами помогаю), начинаешь беседовать - ну как там у вас с интерактивностью? Она и говорит, да - есть! Но ни того, что это и с чем его едят, ни того - зачем оно вообще надо, этот в целом компетентный педагог не понимает. В общем, оболванивают нашего брата, дрейфует украинское образование не в самую лучшую американскую сторону. И если за детьми понаблюдать, знаний у них как-то поубавилось, несмотря на всякие проамериканские проекты.

Вам может показаться, что я всю книжку в отзыве своем пересказала, но, поверьте, нет. Там много чего интересного - и для посмеяться, и для призадуматься. Так что читайте книгу Айрата Димиева, удовольствие получите - это точно.

Комментарии


Я не стану комментировать весь этот бред: кто знаком с реальностью - и так знает, а остальные любят этот Задорнов-стайл.
Замечу только, что students - это не студенты, а учащиеся, лол.


Но ведь не все знакомы с американской образовательной реальностью. И далеко не все любят Задорнов-стайл. А коль уж это отзыв - то автор сам рассказывает про понятие "students". И нам в учебных заведениях это слово всегда (всегда!!) преподносили как "студенты". Пусть это даже "ложный друг переводчика" с точки зрения лингвистики, но в современной интерпретации все отечественные ученики именуются skhoolboy/skhoolgirl. А students - то студенты. Но я писала отзыв не об этом, а о о прочитанном и о тех мыслях, которые пришли мне в голову в процессе чтения. Так почему это бред?


по-моему, ориентироваться на слабейших - это не есть хорошо
то, что кому-то не дается математика, физика, химия - не повод не давать возможности их изучать тем, кому эти предметы нравятся. Я оооочень любила математику, и если бы мне пришлось учить примитивные вещи со всеми, я бы повесилась от скуки. Не понимаешь математику, имей заслуженную тройку. Это справедливо


Спасибо за рецензию! Заинтересовали, да и любопытно, как у "них" там всё происходит. Возьму книгу на заметку :)