Больше рецензий

Diomed

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 сентября 2015 г. 16:21

748

4

А.Н. Островский иронично и точно показывает начало увядания аристократического слоя, когда привыкшие к беззаботной и праздной жизни господа, желая продлить созерцание "туманной дали" и собственное уединение от тяжёлой реальности, начинают избавляться от собственных угодий. А ведь это только 1870 г., не прошло и десяти лет от отмены рабства, а "лес" уже продан! А.П. Чехов своим "Вишневым садом"только вбил последний гвоздь в крышку гроба российской аристократии. При этом, как выяснилось, сделал это довольно деликатно по сравнению с Островским.

От персонажей Островского можно протянуть логическую цепочку к персонажам Чехова. У обоих драматургов мы видим витающую в облаках помещицу (Гурмыжская - Раневская), падкого до пафосных речей воинствующего бездельника (Несчастливцев - Гаев), начинающего диктовать свои условия купца (Восмибратов - Лопахин) и т.д. Среди набора картонных персонажей, действующих в комедии "Лес", есть один довольно живой, прошедший ряд исторических метаморфоз - Алексей Буланов. Сама пьеса оживает только в момент его присутствия на сцене. Это некая трансформация грибоедовского Молчалина, уже отчётливо осознающая свою роль и не стремящаяся маскировать свою суть. Интересней всего, что поведение Алексиса, высмеянное Островским, оказалось очень удачной моделью приспособления и выживания в неблагополучных обстоятельствах и не оказалось вслед за перечисленными персонажами на свалке истории. Это непрекрытое скудоумие, трехкопеечный цинизм, умение воспользоваться единственным козырем - "миловидной внешностью" (да и то в глазах пожилой дамы) - в итоге приносит свои дивиденды. Особенно великолепна лексика Буланов, его моментальная смена координат, проявляющаяся в момент признания Гурмыжской - мгновенный переход от "Раисы Павловны" к "Раиске". Буквально на ходу, им корректируется поведенческая линия по отношению к остальным персонажам. Как сказала бы Гурмыжская, "это в нем от бедности".

Протаганистом пьесы, по всей видимости, должен был быть Несчастливцев. Но сегодня пьеса читается и смотрится совсем не так, как задумал её Островский. Никто из действующих лиц пьесы не вызывает симпатии. Монологи Несчастливцева не утомят только тех, кого ещё не успели утомить монологи Рудина и Чацкого. Он дарит бедной Аксюше подаренные им самому Восмибратовым тысячу рублей, лишая себя нескольких весёлых вечеров в кабаках. И некому оценить столь щедрый жест...