Smeyana

Эксперт

Заметки на полях

27 сентября 2015 г. 01:20

551

4.5

Виктор Тэрнер из тех исследователей-антропологов, которые собирали материал для своих монографий не на полках библиотек, а в живом общении с представителями примитивных обществ. В его случае полевые работы проводились в центральной Африке в племени ндембу. Меня всегда восхищает смелость и открытость таких учёных, их желание понять представителей чуждых культур, готовность покинуть тёпленькую, насиженную зону комфорта.
Интересно, что Тэрнер не ограничивается анализом местных верований и обычаев, а выстраивает оригинальную, изящную концепцию, в которой связывает воедино истоки таких разных явлений, как движение хиппи, шутовство, куртуазная средневековая любовь, индийский ритуальный секс. Кроме того, текст изобилует отсылками к Шекспиру, Чехову, Достоевскому и прочим литераторам.

Не хочу заниматься здесь пересказом книги, поделюсь тем, что заинтересовало именно меня.
У ндембу есть знакомые всем бинарные оппозиции мужчина-женщина, чистое-нечистое, День-ночь и т.д. При этом ндембу не группируют понятия так, как повелось у европейцев или китайцев: мужчина-чистое-день... и женщина- нечистое-ночь. Они в большей мере ориентируются на контекст: во время инициации девочек неблагоприятными нечистыми считаются мужские символы и наоборот, женские символы являются нечистыми в случае обряда обрезания мальчиков.
У ндембу немного мифов, в том числе космогонических. Их ритуал не столько транслирует миф, сколько моделируется из основных символов, как из конструктора.
Жизнь человека и общества представляет собой диалектическое сосуществование структуры и её противоположности коммунитас. Это и есть та изящная концепция, о которой я писала вначале. Коммунитас, как состояние священного хаоса, ощущение общности со всем человечеством может возникнуть в переходный период, во время инициации или революции. Состояние коммунитас мы можем испытать, например, в преддверии нового года, после чего спокойно вернуться к очищенной, обновлённой структуре.

В своей работе Тэрнер вступает в полемику с такими китами, как Эмиль Дюркгейм и Клод Леви-Стросс. При этом свои аргументы он формулирует без малейшей примеси сарказма, деликатно, но настойчиво. Так что получается очень этичная, интеллигентная полемика. Хочется сказать пару слов о вступительной статье. В этом сборнике она очень грамотная, в ней изложены основные тезисы, и после её внимательного прочтения можно приступать к чистому, без чесания в затылке, наслаждению текстом.

На закуску (дети, закройте глаза и уши!)


А теперь не удержусь и приведу умилившую меня магическую песню ндембу.

...мне пропели песню из ритуала Nkula, исполняемого inter alia при лечении женщины от фригидности, препятствующей, как полагают ндембу, зачатию ребенка,
а также связанной с менструальными расстройствами вроде меноррагии и дисменорреи. В песне поется:

Ты уничтожаешь полосы мангуста, это твоя привычка,
из-за которой ты отказываешь мужчинам, ты уничтожаешь полосы
Мне объяснили, что nkala — это вид мангуста с красными, белыми и черными полосами на спине. Песня означает, что «больная — плохая, бесполезная женщина,
без силы (kawahe-ta ng'ovuku) — ты сама разрушаешь в себе женщину; тебе следует иметь детей, ты недостойная грешница (nawatelelaku). Ты — холодная женщина
(walwa mwitala — букв, „мертвец в доме“). У мангуста есть полосы, но эта женщина, имея половые органы, не употребит их в дело».

Комментарии

Очень любопытно. Как-то это книга прошла мимо меня, хотя о ритуале читала очень много.
Я так поняла, что теория базируется преимущественно на африканском материале?

0 27.09.15

Первая часть книги посвящена ритуалам ндембу. А потом следует плавный переход, в котором речь идёт об обрядах перехода, в частности о бесстатусности, характерной для лиминальной фазы. В этой фазе как раз проявляется коммунитас. Вторая часть посвящена размышлениям о структуре и коммунитас. В ней Тэрнер отходит от африканцев и анализирует различные эпохи и культуры, делает интересные обобщения.
Думаю, если решишь читать, останешся довольна. Читается легко, но книга глубокая.
А какие книги о ритуале тебе именно понравились?

0 27.09.15

Спасибо. :) Я закинула в закладки, потом почитаю. Выглядит действительно интересно.

Из относительно свежего мне понравилась теория Рене Жирара ("Насилие и священное", "Козёл отпущения"). Не то что бы я со всем безоговорочно согласна, но идея, по меньшей мере, свежая, да и с аргументацией всё неплохо. Ну и из классики Леви-Стросс, конечно, и Эдвард Тэйлор.

0 27.09.15

Оп-па, а я, оказывается, прошла мимо Жирара. Буду знакомиться с его работами. Сейчас как раз Тайлора читаю, нравится.
А как тебе Байбурин?

0 27.09.15

О, Байбурина я забыла! А ведь и правда, "Ритуал в традиционной культуре" очень хорош. Мне в своё время весьма пригодился.
Жирара я бы даже советовала. В принципе в обеих работах излагается одна и та же идея, но мне субъективно больше понравилось "Насилие и священное" (может, потому что первой прочитала).

0 28.09.15

Я, наверное, сейчас прочту "Козла отпущения", она по объёму меньше, а мне ещё кучу всего по теме надо охватить.
Я с Байбурина начала углёблённое знакомство с темой, мне очень "Ритуал в традиционной культуре" понравилась, с любовью написана.

0 28.09.15

Да, после Байбурина темой очень легко заинтересоваться.

0 29.09.15

Когда приступала к чтению, тема уже интересовала во всю, но эта книга была первой прочитанной от корки до корки и после неё я пропала.

0 29.09.15

Мне кажется, хорошо написанная книга может с равным успехом понравиться и тому, кто "в теме", и новичку. Ну кроме отдельных случаев специфических узких исследований.

0 30.09.15

Согласна, Если тема по-настоящему интересна и близка автору, то и читатель не заскучает.

+2 30.09.15