Больше рецензий

LadaVa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 ноября 2015 г. 08:41

1K

5

Разве воспоминания писателя не должны идеально подходить к теме флэшмоба "Урок литературоведения"?
Об этом в самом конце.
В большей степени это воспоминания о русских аристократах, оставшихся в России после революции. Не могли уехать по каким-либо причинам, например, старые родители отказались уезжать, и остались. Надеялись, что большевики "уйдут". Себя называли "бывшие люди".
А знаете, что интересно в этих воспоминаниях? Других людей там нет в-о-о-б-щ-е. Какие-то редкие упоминания между строк о каких-то крестьянах из бывшего имени, привозивших им в дар продукты, каких-то пролетарках подкармливавших их в коммунальных квартирах. Но именно, что упоминание о факте. Как людей пролетариев в книге нет. Для бывших людей не существовало других. Сережа Голицын на себе это ощутил в полной мере, когда женился на потомственной пролетарке. Двенадцать раз, начиная лет с семнадцати он был шафером на свадьбе своих многочисленных родственников, держал венцы над головой женихов на этих многолюдных роскошных свадьбах, на которые всегда выделял деньги какой-то меценат. Толпа встречала жениха и невесту на выходе из церкви, ах, какие фамилии роднились!
А вот на свадьбе Сережи держать венец над ним было некому. Родственники на свадьбу не пришли, кроме отца и матери Голицыных не было ни-ко-го, даже обожаемого брата. Впрочем и после свадьбы молодых не очень-то принимали вдвоем. Но, разумеется, один он мог приходить в гости. Отец с матерью, разумеется, принимали и обоих, но не молодое поколение Голицыных-Шереметевых-Лопухиных и прочих.
Впрочем, автор не акцентирует на этом внимание. Возможно это просто мое видение описанных автором событий. Вывод, который делаешь после прочтения мемуаров - нельзя делать никаких выводов. Мы не знаем ничего ни о том, что было, ни о том, что происходит сейчас. Все знает только Бог.
Мы восхищаемся реставраторами и другими энтузиастами, находившими великолепные образцы древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства, а для Сергея Голицына это были варвары, уносившие из древних храмов все, что им приглянулось. Тема Бога и разрушения храмов вообще одна из ключевых в книге.
Мы думаем о старых еврейских семьях, как о настоящих коренных москвичах, а для Сергея Голицына это были понаехавшие дельцы, хлынувшие в Москву из своих местечковых гнезд после отмены черты оседлости в 1917 году. И когда на любом месте укоренялся один еврей, вскорости он выписывал из провинции человек двадцать родственников. Даже в ОГПУ появилось множество бойких, глубоко идейных еврейских мальчиков. (Да-да, кажется автор недолюбливал... Но, что ж, он был так воспитан. А мне ситуация напомнила что-то из нынешнего.)
Я вам даже больше расскажу о том, насколько мы ничего не знаем. Как вы себе представляете княжну? Да, начало века, о-о-очень аристократическая фамилия, и к тому же "прехорошенькая". Но какая она?

Моя сестра Маша, привыкшая, что юноши преклоняются перед нею, удивилась, что нашелся один, на несколько лет старше ее, который даже не поднимает на нее глаз и не обращает на нее внимания. И она затеяла расшевелить его.
Работая ночами, мы, естественно, вставали поздно. Маша с ножницами в руках однажды подкралась к спящему Юрию и выстригла у него клок волос на его высоком лбу.
Он не выразил никакого возмущения, промолчал и пошел в парикмахерскую; любопытный мастер все старался дознаться, почему у него оказался на самом видном месте прически такой изъян. Юрий вынужден был остричься первым номером машинки.
Маша не унималась. Однажды она подсела к Юрию с фаянсовой кружкой в руках.
— Хотите, я ее раскокаю о ваш великолепный лоб? — спросила она его.
— Я полагаю, что вы этого не сделаете, — отвечал он, краснея и опуская глаза.
Она подняла кружку и — кок! — разбила ее об его лоб. Пришлось заливать ранку йодом. Так и не удалось ей расшевелить скромника. Встречаясь с ней, он продолжал молча опускать глаза и краснеть.

Другая сестра, Лина, была тоже популярна среди молодых людей и даже принимала участие в кутежах с цыганами. Родители будущего мужа считали ее легкомысленной. Да с чего бы, ммм? Впрочем, и предложение этого будущего мужа было принято не раньше, чем он поклялся родителям невесты остепениться и бросить карты, вино, цыган и прочие кутежи. Благословили. Как-никак род Голицыных и Осоргиных объединялся. Причем уже сильно после 1917 года, начало тридцатых, кажется.
Но они мне все понравились, правда! Они очень крутые. Знаете, что главное в аристократизме? Главное знать, что ты аристократ. Не просто знать. Это такое знание, сродни тому, что утром всходит солнце, а вечером оно садится. Это в природе вещей. Как-то даже сразу Дживс и Вустер вспомнились. Вустер - аристократ. Он аристократ среди аристократов, несмотря на любой комический эффект. Так оно было в Англии, также оно было и в России. Кровь есть кровь.

И о литературе


Две недели Сереже Голицыну довелось провести в ОГПУ. Тут он оказался везучим, у других родственников сроки измерялись десятилетиями. Так вот, его высылали из Москвы, а он хотел остаться.
- Потому, что я хочу стать писателем, - объяснял он следователю.
Что ж, реальность действительно такова. Хочешь быть писателем - живи в Москве.
Сергей годами жил в других местах, годами писал роман "Подлец" об аристократе-стукаче, но все-равно из этого ничего не вышло, а роман он сжег, боясь ареста.
Дело пошло, когда он вернулся в Москву, когда брат-художник за шиворот, со словами "хватит писать в стол", привел его в издательство. Там и договорились о будущей книге, не романе, а научно-популярной книге для детей "Хочу быть топографом". Сергей обложился справочниками и книга удалась. И по стилю и по содержанию. Появились новые заказы на книги. Да-да, писательство началось с "заказных" вещей. Умением писать, рисовать, стилем Голицыны обладали от рождения, в силу, наверное, воспитания и окружения, врожденных способностей. Когда заработать было уж совсем нечем, все зарабатывали этим. Для некоторых, как для Сергея в конце жизни и его брата-художника Владимира уже в начале жизни, это становилось основным источником дохода. И входили они в храм искусства именно так - через заказ. Думаю, эта тенденция и сейчас вполне себе сохраняется.
Что еще интересного о литературе? Ну вот, например:

Помню один рассказ дяди Альды из его архивных поисков. Где-то он раскопал копию обращения матери писателя А. Н. Толстого на царское имя: она просит присвоить ее малолетнему сыну фамилию и титул своего мужа, с которым не жила много лет. Выходило, что классик советской литературы вовсе не третий Толстой.
Дядя показал этот документ Бончу. Тот ахнул и сказал:
— Спрячьте бумагу и никому о ней не говорите, это государственная тайна…


Еще то, что именно дедушка Сергея, старый князь Голицын, обнаружил и опознал в некоем старом альбоме фотографию пожилой уже Натальи Николаевны Ланской (Пушкиной).

Рекомендации? Не знаю. Если вам интересно. А я читала не отрываясь.

Комментарии


Я эту книгу читала еще в журнальном варианте в конце 80-х. (Кажется, "Дружба народов").
А вы не читали на эту же тему "Лебединая песнь" (в другом варианте "Побежденные"?).


нет, а это тоже его книга?


Нет, не его, но на ту же тему. Вот она тут.


интересно-интересно, а нет ли ее в электронном виде?


Есть, на всем известном сайте)).

Кстати, она в двух версиях есть - сокращенная (где то на треть) и авторская версия. Я вот только не помню какая версия какая (Лебединая песнь или Побежденные).


нашла!


''Он аристократ среди аристократов, несмотря на любой комический эффект. Так оно было в Англии, также оно было и в России. Кровь есть кровь.''

Нет уж, как хотите, но гордость кровью ничего кроме омерзения не вызывает. Гордиться происхождением - все равно что гордиться тем, что родился рыжим, брюнетом или блондином. Чванства море, а толку...


Это интересно. А чем, по-вашему, можно гордиться? Не то, чтоб я могла гордиться происхождением, но я тоже думала над этим вопросом. По всему выходит, что гордиться кровью это концепция. Она не хуже, чем гордиться национальностью, например.
В любом случае, лучше концепцию иметь, разве нет? Или сразу в буддисты.


Моя концепция очень проста - гордиться нужно не происхождением и национальностью, а тем, чему ты сам лично успел научиться от отца, от деда, от бабушки, от мамы, от почитаемого представителя своей национальности или класса, тем, что ты пошёл по их стопам. Сам факт того, что ты от них произошёл, ещё не делает тебя их достойным...
Сама по себе кровь - только физическая субстанция, духовной, метафизической субстанцией её делает со-деяние человека.

В то же время, моя концепция не отменяет необходимость публичного проявления почтения к великим людям своего народа, нужно только помнить, кто они и кто ты, гордость, приравнивание себя к ним априори, без признания тебя достойным их со стороны народной массы - недостойна.

Понятно изложил?


ну, не очень на самом деле. Абстрактные понятия не для меня. Но. Я и правда думала об этом. Так вот, старшие представители семьи делают нас "своими". Мы думаем, как они, делаем как они и это чисто подсознательно. Скажем, мужчина будет дружить, как отец, работать, как отец (не "где", а "как"), у женщины будет приблизительно тот же набор дежурных блюд. Но более всего мы выдадим похожую реакцию в момент сильного стресса. И во всем этом нет ни нашей, ни их (предков) заслуги. Чистая биология.
Но если вы всегда ставили целью сохранения в роду определенных достоинств - ума, чести, храбрости и прочего, тот большая доля вероятности, что все это уже есть у вас в подсознании и ваша задача передать это своим детям. Особенно важно, чтобы у жены (мужа) были те же ценности.
Судя по тому, что я прочитала, они держали эту нравственную, образовательную, и прочую планку. Так что, вероятно есть чем гордиться, как думаете?


Поймите, тут крайне сложная, тонкая и даже неприятная тема. Заранее хочу сказать, что не хочу никак Вас обидеть, но даже отзвука биологического в социальных вопросах боюсь. От социал-дарвинизма лишь пара шажков до пивного путча, а дальше - бездна, страшнее которой нет ничего...
---
Тех дворян, что в России крепостной эпохи так гордились кровью и происхождением, от страшной бездны более позднего немецкого образца отделяло только христианство, православие. Для духа нет крови, иначе от этого духа попахивает серой.


но разве не вы говорили о национальности? Но это так, к слову. На самом деле я с вами согласна - не очень симпатичная черта. Но ведь мы так думаем только потому, что нам кажется, что есть некая идеальная модель поведения идеального человека, который точно будет во всем хорош. но такой ведь был только один, да и его не поняли и не приняли. Согласна, у дворян в этом плане много изъянов. Одно название "бывшие люди" чего стоит, если вдуматься.


Я говорил только том, что признаю публичное почтение некоторых особо уважаемых в народе, или в классе героев прошлого. Но не за то, что они родичи тебе по национальности, но за некий благой поступок, который они совершили во благо одной какой-то национальности, но во благо всей Родины, не делящей людей по национальности.
Я против этнического, кровного национализма, я против доведения классового чувства до абсурда (по типу мои, неважно, дворяне, купцы, либо рабочие, но мои, обязательно мои - хороши и всегда правы, а не мои - всегда плохи и не правы). Но зато я за сознательную, осмысленную идею, в которой есть место для веры в бескорыстную справедливость. Будет такой идеей христианство или другая традиционная не-тоталитарная религия - хорошо, будет такой идеей коммунизм как идея социальной справедливости, при котором будут недопустимы и ненужны массовые человеческие убийства - тоже хорошо. А в благость идеи крови - никогда не поверю. (Кстати, термин ''бывшие люди'' в отношении дворян мне тоже очень не нравится, ибо это идея крови шиворот-навыворот.)
Я - идеалист? Увы, но жить в этом мире не будучи идеалистом как-то невозможно. Иначе - это не жизнь, но сытое существование в потёмках бездуховности, либо - в более радикальном варианте - тот самый вариант бездны...


Очень интересная рецензия и комментарии.
Прочитала и вспомнила, что я смотрела документальный фильм об авторе. Старый фильм, снятый приблизительно в 80-х, судя по качеству и вообще возможности такое показывать. Это был фильм об "экспонате", о непонятном явлении, человеке с другой планеты. Как он говорит, о чем он говорит, как принимал отношение к себе.
Так вот- сама подача материала была со смыслом (как мне показалось) не все из "бывших людей" уроды. Ужасно. Показывают божьего одуванчика, старца с манерами, который что то там изобретает всю жизнь, служит, его бьют, он встает и опять блажено что то там придумывает толи в библиотеке, тотли в лаборатории.
Я к тому, что у нас изначально странное отношение к классовости. Кто то хороший, кто то плохой. Кто то имеет право на жизнь, кто то нет. В подсознании понятие бесклассового общества как норма. А ведь общества всегда классовое. Это его естественное состояние на каком то этапе развития. Да, среди аристократов были подонки были и нравственные люди. Так же как и среди пролетариев, купцов, казачества. Если копать глубже, каждому сословию свойственно что-то свое. Аристократам - рафинированность, избалованность, верно. Но и носителей культуры среди них больше. Условий видимо больше.
Вы говорите - было в Англии, было и в России. В Англии до сих пор есть. Эксперимент бесклассового общества был только в СССР в 20-м веке. Что повлияло на нас и дает возможность рассуждать о проблеме с такого необычного для всего мира ракурса.


Не надо путать классовость - с кастовостью. Просто аристократы до определённого момента имели возможность жрать много лучше остальных.
А что касается фильма 80-х. то появление его я как раз понимаю: в ту пору на СССР не лил дерьмо только ленивый. И сюжет про аристократа понятен: вот, глядите, мол, какой бриллиант в страшной Совдепии загубили быдлопролетарии -сошедшие с "Маленьких Вер" и "Окна в Париж!))


Кастовость следует из классовости. И дело не в аристократах. Кастовость проявляется не только в высших слоях. В 20-м веке царила каста пролетариев если смотреть на больницу в целом.
Фильм состоял из сплошных оправдываний всех кому довелось работать, соседствовать, дружить, выручать И так далее. Каждый будто хотел защитить старичка перед целым миром. Фильм в целом добрый. Только странно то что человека оправдывали за происхождение. Мол, да нормальный он, нормальный! Не с классовым врагом мы дружим.
А вообще, если говорить об аристократах, то наша классическая литература, которая является мировым достоянием их рук дело. Да и демократизм развивали именно они со вт половины 19 века, умные слишком. Можно хвалить и ругать, но факт остается фактом равенства людей не существует. Оно невозможно.


Так называемая классика, как вам, вероятно, известно, стала таковой по меркам истории относительно недавно: примерно тогда, когда после Октябрьской революции вплотную занялись школьной программой. Весь мир к этому свои шаловливые ручонки не прикладывал. И, вероятно, прекрасно без неё обходится, точно так же, как Россия без классики зарубежной - никто от этого не умер. Что касается дореволюционных времён, вряд ли всю эту классику читали хотя бы 20 грамотных процентов. И сколько известно аристократов, которые, несмотря на свою образованность, никаких особых достижений в культуре не создали?
Тут всё просто на самом деле - никаких особых заслуг у аристократа только потому. что он - аристократ нет. Просто ему повезло родиться в семье, где возможностей явно больше.
П.С. А по поводу фильма: если бы этому аристократу из фильма действительно угрожал целый мир, он бы до старости тупо не дожил. Кстати, что за фильм-то? Кто режиссёр?
П.С.


Мне кажется неважным какой путь прошла классика, но сдается мне что и без советского режима имена наших титанов были бы именами титанов. Кому надо, кому важно тот читал, читал бы и будет читать и нашу, и не нашу. И это радует. Но факт остается фактом золотой век русской литературы это труды аристократии. А почему - конечно, соглашусь с вами, возможностей больше, условий для развития таланта.
Я здесь не адвокат аристократии, если что. Просто из песни слов не выкинешь. Есть история, было так потом по другому. Для себя считаю важным признавать и хорошее и плохое. И быть терпимой к разным социальным проявлениям. Что хорошего в нетерпимости? Кому хорошо что их вырезали и выгнали? Наша культура потеряла огромный элемент. Основополагающий, имхо.
О фильме к сожалению не могу сказать, не запомнила. На канале 365 много интересных документальных фильмов, в том числе "ретро" точно смотрела там.
Судьбы у всех разные. Бывают очень тяжелые, но тем не менее доживают до старости.


Просто если человека кто-то стал бы целенаправленно и всюду гнобить - его шансы на выживаемость равнялись бы примерно нулю. С другой стороны, именно в 80-е годы кинематограф насквозь провонял антисоветизмом. Такое вот наблюднние.))
А если говорить о вкладе аристократии в культуру, необходимо упоминать, какие конкретно аристократы, что конкретно в эту самую культуру вложили и мог ли народ и страна без них обойтись. Тот же Пушкин с Булгариным - творцы явно не одного порядка. хотя Булгарин в своё время был среди аристократии даже востребованней.
Если говорить об аристократии постсоветской эпохи, то ничего существенного наша культура без них не потеряла. кроме декадентства и околомистической галиматьи.


Интересный критерий - обойтись. В принципе, обойтись ведь можно без кого угодно и чего угодно. Странно рассуждать о сословии людей, граждан, что без них могли обойтись. Так можно пол земного шара вычеркнуть. За ненадобностью.

Аристократию постсоветской эпохи сложно назвать аристократией. Хотя, кто их знает. Наша культура ничего не потеряла бы и от проявлений других классов! Без всех можно было бы обойтись)))

Как по мне я удовольствовалась бы культурными памятниками 19 века и ранее.


Можно. Но отсутствие одних вещей делает жизнь серей, бедней и неудобней, отсутствие других - попросту не замечается. И если определённые вещи на развитии России, например, не отразились примерно никак, то плакать по ним никто не будет. Это как в недавней истории про хамон, о самом существовании которого большая часть населения России узнала только в связи с санкциями -то-то огорчилась.)))
Вот и с дворянством также.
Если конкретный дворянин реально для культуры что-то делал, как, к примеру, красный граф, честь ему и хвала. Если не делал ничего, а просто тупо жрал и срал - не знаю, чем уж был так лучше современных псачек и собчачек.))
Но приписывать человеку априори возвышенные помыслы только потому. что он дворянин - дурь.


Я могу согласиться с вами в том, что труд красит человека, к какому сословию бы он не принадлежал.
Я вообще здесь о том говорю что общество состоит из разных элементов. И раз один из них сформировался естественным путем значит что то несет. И выпадание его может сделать жизнь общества серой, однообразной. Вот например есть преступники, уголовники. Их и то никто на корню не уничтожает как ненужный элемент. А мы говорим о людях с потомственными заслугами перед страной. Уголовников оставили, этих извели. Очень были опасные, бесили прям.

Насчет помыслов и дури совершенно согласна.


Необязательно. Что, например, путного несут так называемые современные креаклы? Хотя заметим: они тоже не космические засланцы. Просто в определённый момент они заняли определённую нишу вместе с так называемыми диссидентами-правозащитниками - и пошло.) Или ещё пример: сын крупного олигарха застрелил свою мать. Вам его жалко? Или его мамашу? Лично мне - ничуточки. Да и основной массе населения страны, я думаю, тоже - ну что они такого путного сделали, чтобы их жалеть?
Вот и с тогдашней аристократией примерно также. Если конкретно народу от неё мало что обламывалось - то почему конкретный народ должен был эту аристократию жалеть? Ну или по крайней мере жалеть больше коммунистов, которые чисто в области культуры сделали для него больше, чем все эти голицыны-шереметевы-лопухины и прочие.
Только потому, что когда-то в роду таковых были хорошие. годные люди? Так это конкретных предков заслуги. Их ничем не заслуженные потомки-то тут при чём?
А далее - социальные страты сменились, и соответствующее отношение пришлось заслуживать. Справедливо в общем-то.
Ну и П.С. - про преступников. К сожалению, преступники - это не сословие, просто так не ликвидируешь. А то бы перехлопали бы их ещё в палеолит и жили бы спокойно.
Просто с одной стороны человек - это животное, и инстинкты у него берут своё, как бы общество его не ограничивало. С другой иногда общество само подталкивает к совершению преступления. Так что всё это вопрос непростой. Проблема в том, что преступники так были в любом обществе. так и будут.
В то же время любое относительно нормальное общество будет стремиться изолировать таковых от общества, а то и уничтожать. Кстати, в СССР с этим делом относительно неплохо таки справлялись. За что троцкисты и протчие либерасты любили на СССР ругаться.))


Благодарю за отзыв. Вы заинтересовали меня прочитать эту книгу, и я уже записала её в список на ближайшее прочтение. Считаю приход к власти большевиков в то время большой трагедией, вместе с тем, не идеализирую и дворянство. Среди них были разные люди. Но мне жаль тех, кто оказался тогда в жерновах истории.