Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 декабря 2015 г. 07:28

1K

4

Любите ли вы старое кино? Я, пожалуй, проникся еще в раннем детстве, когда мы смотрели с дедом «Александра Невского», цитаты из которого он часто применял в жизни («Коротка кольчужка-то»).

Книга об интересном, написанная предельно перегруженным языком. Она насыщена непроверяемыми спекуляциями, порой откровенными передергиваниями, постоянным поиском глубокого смысла в определенном повороте головы на экране, но за мишурой и помехами можно найти много очень и очень любопытного.

Если свести содержание к простой схеме в нескольких словах, то книга о том, что фильмы, снятые в определенную эпоху, больше говорят о самой эпохе, чем о тех временах, о которых формально идет повествование. Вот об этом и расскажет автор, пользуясь своим бетонобойным языком, атакуя вас градом новояза и отвлеченных философских концепций.

При ближайшем рассмотрении начинает казаться, что книга создана из слегка подогнанных для сборника отдельных статей, так как сквозного нарратива нет, повествование скачет то к биографическим фильмам о царских полководцах, то к анонимных сталинским книгам, то к историко-революционным лентам.

Автор не испытывает пиетета к своему предмету, демонизирует Сталина и ужасается происходившему в 30-е, т.е. воплощает вполне стандартный либеральный набор маркеров. Но глубокое знание предмета подводит его, увлекает, заставляет иногда описывать фильмы столь поэтично, что тянет пресмотреть.

Интересно читать и про творческий путь Эйзенштейна, с его поворотами к «Александру Невскому», а затем о политическом фиаско с «Иваном Грозным». О совпадении программы производства фильмов о полководцах («Суворов», «Кутузов», «Адмирал Ушаков») с набором полководческих же орденов второй половины войны. О метаморфозах образа Сталина в кино, о прекрасных с эстетической точке зрения и страшных с моральной фильмах Ромма о Ленине и «Великом гражданине» Эрмлера.

В книге много Горького, как в виде автора, создавшего каноническую «Мать», так и автора своей автобиографии. И то, и другое стало фильмами, отразившими смены парадигм советской культуры. Три экранизации «Матери» очень занимают автора, так, что он стремительно выпадает из означенного временного периода и анализирует экранизацию Панфилова 1989 года. А трилогия Донского по автобиографической трилогии же Горького рассматривается как неожиданная предтеча всего послевоенного западноевропейского неореализма.

Но осевой в книге, неожиданно, является раздел о трех книгах, которые приписываются Сталину, но подписаны им не были. Это две биографии – Ленина и Сталина, а также легендарный «Краткий курс истории ВКП(б)». Автор упирает на то, что эти книги задали канон, в соответствии с которым и снимались фильмы, создававшие миф об истории, создававшие собственно историю. Такой, какой ее должны были воспринимать люди.

Чего в книге нет, так это хотя бы попытки понять – в чем же магия? При этом, что большая часть фильмов заказные, при том, что часто они страшны на современный взгляд по аспектам содержания, эти фильмы живы и хороши, их интересно смотреть и пересматривать. В чем же загадка?

Комментарии


мы смотрели с дедом «Александра Невского»,

(передергиваясь при воспоминании) Жуткий фильм; отличная агитка, но при просмотре лучше забыть все, что знаешь об истории страны и воспринимать его как сферический в вакууме.


Именно, но, в известной мере, это относится к любому кино - искать в нем правдоподобия несколько наивно. Автор утверждает, что Эйзенштейн специально взялся за XIII век для большей творческой свободы.


(нажимая пальцем на левый глаз) Не скажи; я видел немало исторических фильмов, правдоподобие в которых выглядело вполне правдоподобно. Другой вопрос, что цель режиссеров таких фильмов сильно отличалась от цели Эйзенштейна при съемке АН; стоит, однако, вспомнить, что "Броненосец Потемкин" при всей своей пропагандичности полностью соответствует голой фактологии событий - чего не скажешь про АН.


Да, так вот и вступают на скользскую дорожку. К концу 30-х Сталин уже лично правил сценарии исторических и историко-революционно фильмов для создания "художественной правды".

А какие фильмы ты имеешь в виду?


(нажимая пальцем на правый глаз) Самые разнообразные. Но, ессно, не первой половины прошлого века, а где-то последних двадцати лет. По сравнению с АН даже сериал Черная гадюка или наш Адмирал смотрятся сугубо историчными.


Так хоть какой стандартный набор, а репрессии - не выдумка же... Магия же у фильмов есть. Тот же "Суворов" - чисто ура-патриотический заказ, а какое блестящее кино!


в идейности, тех, кто делал? в том, что они верили в идею того, что делали?


Козинцев и Трауберг - точно да, в книге любопытные страницы об их подготовке вместе с Чирковым к фильмам о Максиме.


Люблю старое кино,завораживает.Но меня больше манит дореволюционное кино и иностранные немые фильмы.Вы можете посоветовать приличную книгу на эти темы?


Возможно чаплинская автобиография?


Давно прочитана! Интересная книжка!


Это сталинские-то фильмы - страшны? Да их батальные сцены по степени кровавости намного уступят те же "300 спартанцев", а того же Алексея пытают явно за кадром. Что тут страшного-то?


Я скорее о политических подлогах, о заказном очернении фигур, превозносившихся в недавнем прошлом. Самоистребление кажется мне страшным.


Вообще-то в "Невском" нет очернения. Наоборот: из Невского сделали эпического-таки героя и былинного богатыря, хотя на самом деле он был скорее Штирлиц своего времени, а его победа на Чудском озере на фоне всей его деятельности - сморится довольно средне.
Алексея - да -опустили. Но он и в романовской историографии большою любовью не пользовался. Хотя.. в исполнении Черкасова - его временами жаль.
А кто ещё был очернён?


Я о "Великом гражданине" или о "Ленине в 1918 году", разве из текста рецензии это не следует?


У вас и про Невского, и про Ушакова, и про Ленина.)) Хм.. надо будет посмотреть.
С другой стороны: когда вождь в эпоху своего правления официальными работниками культуры обгаживался?


Хорошего просмотра, это отличные фильмы. А фокус тут не в возвеличивании вождя, а в вычеркивании других.