Больше рецензий

helnboo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 января 2016 г. 16:43

4K

5

Столкнулась с этой книгой абсолютно случайно. Будучи ярым поклонником музыкальной группы Blur, не раз отмечала в интервью фронтмена Деймона Албарна упоминание об этой книге. Он рассказывал, что после его переезда в Лондон книга "Лондонская поля" буквально стала его путеводителем по этому городу и бытующим там нравам. Вдохновившись этим произведением, прочувствовав Лондон кожей, он написал ставший культовым альбом "Parklife", полный сарказма и высмеивающий современных англичан. Тогда в мои руки и попала книга неизвестного мне тогда писателя Мартина Эмиса "Лондонские поля". С первых же страниц я влюбилась в это произведение. И дело не в фанатской привычке любить всё, что любит твой кумир)

Сложно писать рецензию на свою самую любимую книгу. Каждая строчка кажется великолепной, и хочется проговорить свои мысли по поводу каждой из них. Но я постараюсь быть краткой и выделить самое ценное, что я в ней обнаружила.

Название романа и его обложка привлекли сами по себе. Мишень для дартса, на фоне - Биг-Бен и здание Парламента. Великобритания для меня - страна особенная, из нее вышли мои любимые художники, писатели и музыканты, ее достопримечательности кажутся мне волшебными. Сам заголовок "Лондонские поля" притягателен, и вызывает странный благоговейный зуд после строк:

«…это Лондон, и здесь нет полей. Одни лишь поля деятельности и поля наблюдения, одни лишь поля электромагнитного притяжения и отталкивания, одни лишь поля ненависти и насилия. Одни лишь силовые поля».


Роман сочетает в себе элементы фантастики и аинтиутопии (книга издана в 1989 году, действие же происходит в 1999-м; а некоторые вставки, рассуждения, сводки новостей, заметки указывают на приближающуюся ядерную войну), детектива (расследование еще не совершенного убийства), романа. Повествование ведется от лица писателя Самсона Янга, который не был в Лондоне десять лет, таким образом, он смотрит на город и живущих в нем людей "незнающим" и "незапыленным" взглядом, знакомится с ними вместе с читателем.

Одно из главных мест действия книги - паб "Черный крест". Здесь встретились четверо главных героев и здесь же происходит добрая часть событий. С черным крестом можно соотнести и четверку персонажей: Николу ("ту, чье предназначение - быть убитой"), Кита ("собаку убийцы"), Гая ("контрастный фон") и самого Сэма Янга (рассказчик). Сам Сэм стал для меня самым приятным персонажем не только этой книги, но и всех других произведений Эмиса. Сэм честен - и перед собой, и перед рассказчиком, полон недостатков, но добр и открыт. Он несчастен: у него нет близких друзей, его отвергла любимая, карьера не сложилась, да и сам он медленно умирает от чего-то неизлечимого. Но все это не лишает Сэма внутренней чистоты и обаяния.

Еще один интересный символ, часто употребляемый писателем - мишень. Главный герой Кит увлекается дартсом, героиня Никола в детстве увидела по телевизору: «концентрические круги возможных разрушений, а в самом центре этой мишени — Лондон, подобный „бычьему глазу“». Сэму из окна самолета Лондон представился паутиной.

Сюжет романа запутан и разворачивается неторопливо. Но от этого книга не становится скучной, так как промежутки между активными действиями заполняются самыми разными и невероятно интересными заметками, рассуждениями, историями из прошлого. И хотя интрига раскрывается на первых же страницах (главная героиня должна умереть, она знает как, где, когда и кто ее убьет), для меня развязка стала неожиданной, что добавило приятное послевкусие от книги.

Стиль Эмиса восхитителен (хотя, возможно, здесь стоит поблагодарить переводчика Яропольского). Писатель легко и небрежно меняет язык, скорость и темп повествования, играет с самым вульгарным и возвышенным, и это не кажется натянутым - все кажется естественным.

Произведения Эмиса можно либо обожать, либо презирать. Равнодушных не останется. Это необыкновенный писатель, играющий с жанрами, способами изложения, идеями и символами.
Но его книги, как мне кажется, нужно не обмозговывать и пытаться раскладывать по полочкам каждую мысль. Их нужно чувствовать и воспринимать сердцем, дышать ими и погружаться в них, отбросив всю логичность и склонность к анализу. Это и пытается сказать Эмис словами, написанными рукой Николы, прочитанными вслух Китом, подслушанными Гаем и записанными позже Сэмом:

«это, типа, не стыкуется со здравым смыслом — спрашивать, что „поэт пытается сказать“. Стихотворение — это ж не шифровка, в которой скрыто что-то такое простое и понятное. Само стихотворение и есть то, что он пытается сказать».

картинка helnboo картинка helnboo

Комментарии


Я тоже прочла роман из-за Дэймона Элбарна, и он произвел на меня двойственное впечатление. Книга мощная, местами очень нравится, погружает в себя, местами отталкивает, но все равно впечатляет. Мне понравилась даже не концовка - а сделка насчет малышки - все-таки, благодаря этому книга мне больше нравится, чем нет.