Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

20 февраля 2016 г. 02:11

1K

1.5 Это не отзыв; читать не советую

Сразу скажу: я не дочитал эту книгу, поэтому низкая оценка относится не к самому произведению, а только к моему отношению к нему. Впрочем, это всегда так и не может быть по-другому.
И, несмотря на то, что я книгу не дочитал, у меня сложилось о ней мнение, достойное записи. Попробую изложить это мнение, так что следующий текст ни в коем случае не является отзывом о книге. Это просто заметки для памяти. Думаю, их не имеет смысла читать никому кроме меня самого. Думаю также, что кто-то всё же прочитает -- и ладно, никаких государственных секретов в моём тексте нет.


Поначалу мне казалось, что это что-то вроде "Золотой ветви" Фрэзера, но это скорее литературоведческий труд, а не антропологический или этнологический.
Автор исследует интересные понятия, такие как:
-- эскалация насилия в обществе с суровыми законами кровной мести;
-- возможности религии и судебной системы разорвать бесконечный круг мести;
-- ритуальная нечистота насилия и жертвоприношения;
-- жертвенный кризис.
Наверняка он рассматоривает и ещё много интересных и важных идей и гипотез, но я до этого не добрался.

Это не совсем те темы, что у Фрэзера, и не совсем те методы исследования, но сравнить этих двоих всё же можно.
То ли Фрэзер более убедителен, то ли я стал с годами более скептичным. Чтобы не быть голословным, вот цитата:

Если трагический кризис нужно описывать прежде всего как кризис жертвенный, то, значит, в трагедии все должно этот жертвенный кризис отражать.

Мысль спорная, но бог с ним пока.
Потому что сразу же после этого Рене Жирар поясняет:

Если нельзя обнаружить его непосредственно — в репликах, которые бы обозначали его эксплицитно, — то имеет смысл искать его косвенным путем, обращаясь к самой трагической субстанции, взятой в ее главных чертах.

Ясно, что таким образом можно косвенно в массе греческих трагедий и множестве прочих источников найти подтверждение или опровержение любой гипотезы. И автор этим всё время занимается.

Например, какой-то африканский народ нуэр отождествляет себя со своими коровами, и этих коров они время от времени приносят в жертву. Из этого делается вывод, что корова является заместительной жертвой для членов общества и становится своего рода громоотводом насилия в обществе. Возникает вопрос: а есть ещё несколько сотен народов, которые не отждествляют себя с коровами. Видимо, в их случае эта гипотеза не работает. Тогда может быть, вся история притянута за уши?
И немедленно вспоминается старина Фрэзер, у которого в жертву приносят царя! Это выглядит намного убедительнее.

Или вот ещё: чукчи в определённых обстоятельствах приносят в жертву невиновного родственника вместо преступника. Автор приводит многостраничное обоснование того, что они делают это для пресечения бесконечного круга мести, а в заключение пишет: "Именно это и имеют в виду чукчи." А я думаю про себя: "Как хорошо, что чукчи рассказали Жирару, что именно они имеют в виду."

А уж когда речь заходит о премудростях греческого театра и классической литературы, я и вовсе теряю нить рассуждений, поскольку не знаю наизусть Эсхила, Софокла, Еврипида, Гёльдерлина и всех-всех-всех остальных.
И после того как я потерял нить в десятый раз, я сдался. Ясно, что для чтения такой книги мне недостаточно знаний.


Развлекали время от времени замены "насилия" на "Василия", которые появились при преобразовании бумажной книги в электронную; иногда получалось очень забавно.


Жаль, что я мало что понял. Книга явно интересная, хотя почти все идеи и вызывают у меня сомнения.
Все прочие книги этого автора из хотелок выкидываю. Всё равно мне этого не понять никогда :(
Остаётся только прочитать рецензии народа, коих вижу всего 5 штук.

Комментарии


По мне тоже редкой одиозности хрень.