Больше рецензий

22 марта 2016 г. 19:20

116

5

Не роман, а жемчужина. Абсолютно незаслуженно обойденная вниманием по сравнению с другими работами автора.
Стилизация под восточный эпос - ну просто праздник для души. Слова, подогнанные друг к другу так, будто не записаны, а выплетены бисером. Истории - множество историй различных людей, вплетенные в историю самой Ашурран; истории, от которых у меня ни на секунду не возникло ощущения "я знаю, что будет дальше!", хотя в детстве я читала много сказок, и приключенческих, и восточных, и всяких. Тут и разбитное вольное детство, и разбойники, и загадки с драконами, и эльфы - такие, какими их хотелось видеть ещё в "Эклипсисе"... И, чёрт возьми, не оторваться.) Столько всего, что перечислять было бы откровенным кощунством к прекрасному.

Дальше...

К слову, где-то параллельно с чтением "Врат Славы" попалась мне статья о том, что такое "сильный женский персонаж", и насколько это понятие вообще уместно. Статья, в общем-то, не о книгах была, но сводилась к тому, что сильный женский персонаж - это персонаж, чья роль в сюжете значима, но не сводится лишь к тем или иным шампанским пляскам вокруг персонажа мужского. Я сразу попыталась примерить ее на ту героиню, о которой читала - и поняла, что Ашурран словно бы выше всех этих классификаций, не только потому, что изначально самодостаточна для сюжета и мира, и не теряет этой самодостаточности никаким влюбленностями. Сильная? Да, безусловно. И не только физической силой, но во многом и силой воли. Это персонаж, это человек, у которого есть в жизни вполне четкая цель, представление, как этой цели достичь, и дорога, длинною в жизнь.
Ашурран - где-то за гранью понятий "женственности" и "мужественности", и в то же время - и то и другое вместе. Меня, право слово, восхищает авторское умение ставить гендерные роли с ног на голову - несколько эпизодов из жизни Ашурран посвящены... кхм... контрасту воительницы-"дикарки" и приличным юношам из порядочных семейств. Уровень откровенности описания - на манер все тех же сказок, но от этих историй легче даже дышать. А у некоторых из них даже поучения в финале есть, вроде тех, которыми сказки заканчивают. И это и весело и безумно важно одновременно, сейчас объясню, почему.
Заметила, что через все произведения этого мира красной нитью проходит и повторяется мысль о свободе, той внутренней душевной свободе, когда любишь - без того, что называется не привязанностью, но привязками, о той, о которой ещё легенды с бабочками слагали. Это мир, в котором словно бы нет понятия распущенности - которое уже даже звучит с негативным оттенком, мир, в котором вещи ощущаются тем, чем являются на самом деле. Страсть не пытаются замаскировать под чистую и вечную любовь, потому что она, страсть эта, самоценна сама по себе, а чистая и вечная измеряется критериями вечной же души, но никак не тела.
Иным бы книгам о том, что между двумя происходит, такую же честность.)