Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 апреля 2016 г. 20:36

2K

Удивительный человек, Тейяр де Шарден, член Братства Иисусова (Ордена Иезуитов) и ученый-эволюционист сумел в своих взглядах соединить Дух, Бога и научные эволюционные теории. Церковь, правда, не находила его работы ортодоксальными и не разрешала своему брату печататься, что не помешало наследию Шардена занять уникальное место в науке о человеке.

Конечно, Тейяр де Шарден человек своего времени (первой половины двадцатого столетия), для которого свойствен позитивизм и идея человека как венца творения или высшей точки эволюции.

Центр перспективы — человек, одновременно центр конструирования универсума. Поэтому к нему следует в конечном итоге сводить всю науку. И это столь же необходимо, сколь и выгодно. Если поистине видеть — это существовать полнее, то давайте рассматривать человека — и мы будем жить полнее.

Головокружительность теории ноосферы, в соответствии с которой, однажды возникший человеческий элемент уже нельзя сбросить со счетов. Человеческий – значит не только биологический, ведь существо, наделенное сознанием, уже нельзя поставить в один ряд с безмысленной материей, действующей согласно инстинкту. И именно здесь находится та лазейка в онтологическое, та связь между наукой и Богом. Познавая мир, человек становится его творцом и открывает дверь в область чистого духа.

Чтобы прийти к таким выводам, нужно пройти длинный путь. «Феномен человека» сдержит много идей для его современников более чем спорных. Это выход из линейности времени в спонтанность чистого творчества. Под творчеством подразумевается создание новых форм из ничего, не в силу необходимости, а скачкообразно. Синтез новых возможностей, создание манящих предпосылок.

Всякий синтез оплачивается. Это — коренное условие бытия вещей, которое, как мы знаем, распространяется даже и на духовные сферы бытия. Во всех областях прогресс для своей реализации требует прибавки усилий и, значит, мощности. Но откуда берется эта прибавка? Абстрактно можно было бы представить себе внутренний прирост ресурсов мира, абсолютное увеличение механических богатств в течение веков, покрывающее растущие нужды эволюции. В действительности, видимо, все происходит иначе. Энергия синтеза никогда не выражается вкладом нового капитала, а лишь расходом. То, что выигрывается с одной стороны, теряется с другой. Все созидается лишь ценой соответствующего разрушения.

Интересное наблюдение: конечное и уже, по сути, бесполезное усовершенствование – это начало деградации. Ветвистые рога оленей, диковинное оперение птиц – это трата эволюционной энергии на аксессуары, эволюционный тупик, конец ветки. Лишь невзрачное и несовершенное существо, которым и являлся далекий предок современного человека, слабое и незащищенное по сравнению с хищным окружением, смогло позволить себе роскошь и отрастить сознание, открыв выход на новый уровень. Внутреннее развивается в ущерб внешнему.

Но есть ли четкая грань между внешним и внутренним, живым и неживым, развитием и деградацией, бесконечно малым и бесконечно большим? Ответ на этот вопрос проблематичен. По меркам дуалистического мира эта грань должна существовать, но при ближайшем рассмотрении она стирается. Разрыв иллюзорен, все зависит от точки отсчета, а ее определить невозможно. «Всеохватывающее единство». Пламя мысли.

Именно мысль становится тем «веществом» (если дозволено так сказать), которое преобразует развитие в одной плоскости, т.е. тангенциальное, в радиальное развитие, открывающее новые горизонты. Тейяр де Шарден называет этот феномен ноосферой. С момента ее возникновения жизнь на планете Земля приобретает новое качество.

Исследование Тейяра де Шардена несет в себе дух некоей восторженности, восхищения перед «феноменом человека», существа, наделенного сознанием, творящим новые миры. Автор достаточно оптимистичен и он видит некую миссию у человека на Земле. Еще один шаг – и жизнь превратится в сверхжизнь и человек достигнет Бога. Кто знает… Считать ли феномен коллективного мышления неким мостом или это очередные «рога», только более высокого уровня? Вряд ли кто-то сможет ответить с определенностью. Но факт в том, что, выйдя за пределы своей биологической сущности, человек открыл целый мир, недоступный тому, кто не обладает сознанием. Это дар. И как мы его используем, зависит от нас.

Мирное завоевание, радостный труд — они ждут нас по ту сторону всякой империи, противостоящей другим империям, во внутренней тотализации мира — в единодушном созидании Духа Земли.
Но почему же тогда в результате первого усилия к достижению этой великой цели нам кажется, будто мы удаляемся от нее?..

Действительно, почему?.. Или это только кажется?

Рецензия написана в рамках Флешмоба "Нон-фикшн. Тур 27."

Комментарии


А на каком примере видно, будто мы приближаемся к единодушному созиданию Духа Земли?
Бесконечные войны, прогресс материального при топтании на месте (местами деградации) в области духовного все 2 тысячи после второго пришествия Христа...


А на каком примере видно, будто мы приближаемся к единодушному созиданию Духа Земли?

Да, если честно, особо не видно. Ни в книге, ни в жизни. В настоящий момент создается впечатление, что разделение, наоборот, усиливается.