Больше рецензий

unintended_mmm

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 апреля 2016 г. 08:58

430

5

Когда душа просит долгого размеренного чтения, я всегда возвращаюсь к Диккенсу, потому что читать его нужно неспешно, смакуя каждую фразу, каждый словесный оборот. Диккенса я считаю бесподобным мастером слова, писателем, создавшим не только свой уникальный художественный мир, а и умеющим «оформить» этот мир соответствующими словами и выражениями.

«Крошку Доррит» я откладывала очень давно (на полочке она у меня красовалась, наверное, года два), потому что на такое объемное произведение нужно заранее себя настроить. Теперь же я почувствовала, что время пришло. Могу сказать, что долгое неспешное чтение этого романа с каждой главой изрядно ускорялось, а последние страниц сто прочитались на одном дыхании за пару часов. Я однозначно не понимаю, почему этот роман не имел такого успеха, как, к примеру «Дэвид Копперфильд», потому что как раз таки последний читать интересно, но для меня он так и остался чем-то вроде обширной автобиографии Диккенса в обличье литературного произведения, тогда как «Крошка Доррит» пленила не только слогом и характерами, но и широтой проблематики. Этот роман – одна сплошная сатира на устрой викторианского общества, который, по сути, и является главным героем. Всё, что там происходит, все, с кем это происходит – это лишь способы автора показать этот устрой и попытаться проанализировать его. Тут мы видим все слои населения, от самых бедных и угнетенных, до тех, кто покоится на вершине общественной лестницы и на которых автор отыгрывается в своем фирменном стиле: он наделяет их характерными фамилиями (например, клан Полипов, которые облепили все самые желанные места, заняли все самые желанные должности), или же наоборот, показывает, что фамилия не имеет значения, ведь Общество все равно в человеке видит только Цвет Адвокатуры, Столп Церкви или Врача, а жену одного из самых богатых людей Лондона автор величает не иначе, как Бюст, ибо основной ее заслугой является внешняя привлекательность и идеальный для бриллиантов бюст, сам же богач мистер Мердл пользуется огромным уважением сливок общества, хотя никто толком не знает, откуда у него деньги, главное – знать, что они есть. Верхушкой этого тончайшего диккенсовского сарказма становится Министерство Волокиты, учреждение, главной заслугой которого являются уроки по тому, как не делать того, что нужно:

«Ибо в Министерстве Волокиты постоянно, безостановочно, изо дня в день работал этот чудодейственный универсальный двигатель государственного управления: не делать того, что нужно. И если вдруг оказывалось, что какой-то недогадливый чиновник намеревается что-то сделать, и возникало малейшее опасение, как бы непредвиденный случай чего доброго не помог ему в этом, Министерство Волокиты всегда умело с помощью циркуляра, отношения или предписания вовремя погасить его пыл. Именно дух общественной пользы, столь сильный в Министерстве Волокиты, побуждал его вмешиваться решительно во все. Механики, натуралисты, солдаты, моряки, составители прошений, авторы мемуаров, жалобщики, ответчики по жалобам, разбиратели жалоб, барышники, жертвы барышников, те, кому не удалось получить заслуженной награды, и те, кому удалось не понести заслуженного наказания, – все без разбора оказывались погребенными в бумажных недрах Министерства Волокиты.»

Вам ничего не напоминает? Не зря по первоначально задуманному плану Диккенс назвал роман «Никто не виноват»: докопаться до сути проблемы вины одних перед другими – государства перед бедняками и угнетателей перед угнетенными практически невозможно именно из-за таких учреждений. Вот и выходит, что «никто не виноват».

Роман разделен на 2 части: «Бедность» и «Богатство», в которых описываются соответствующие периоды в жизни Дорритов. Но по сути, автор показывает нам круговорот и зыбкость того и другого в обществе, ведь и в преддверии «Бедности» стоит Богатство (благополучие семьи до заключения в долговую тюрьму), а в конце «Богатства» все равно наблюдаем Бедность (разорение Фанни, Типа и самой Крошки Доррит в результате неудачных спекуляций отца). А моралью этого всего выступают Эми (она же, Крошка Доррит) и Артур Клэннем, которые доказывают, что настоящее счастье ведь состоит совсем-совсем не в деньгах и не в этой проклятой цикличности.

Персонажи книги обладают типичной диккенсовской схематичностью, но их и не нужно показывать в каком-то колоссальном развитии, потому что они выступают тут носителями тех или иных черт, подчеркивающих социально-сатирическую направленность произведения. Мне очень понравился образ Крошки Доррит. Во время прочтения я почему-то постоянно сравнивала ее с Нелл из «Лавки древностей», которая раздражала меня своей приторной добродетельностью и слабостью. Образ Эми тоже отдает сказочностью (как и многие женские образы в романах Диккенса), но ее сила и выдержка заставляют восхищаться, ведь мы уже видим человека, не просто родившегося и выросшего в тюрьме, а вынужденного зарабатывать себе и своей семье на жизнь, сцепив зубы, как бы сложно ни было. И хочешь не хочешь, а этой силой воли и этим оптимизмом маленькой девушки восхищаешься.

Также, не оставляет равнодушным и описание самой долговой тюрьмы Маршалси, которое отдает неимоверной реалистичностью, ведь она сыграла важную роль в жизни писателя: его отец был там пленником, а Чарльз посещал его, будучи маленьким мальчиком. И хоть роман писался, когда Диккенсу было уже 43 года и сам он находился в то время Париже, воспоминания эти определенно были яркими и болезненными.
Кроме того, я, как фанатка готических романов, не могла не обратить внимания на готические элементы: все эти постукивания и посвистывания в дома Клэннемов, окутывающая таинственность и мрачные пейзажи только распаляют интерес читателя и заставляют буквально проглатывать страницу за страницей. Хотя, стоит сказать, что читать «Крошку Доррит» не так то легко, потому что персонажей тут много (поначалу я в них очень путалась), сюжетных линий тоже, но когда входишь во вкус – оторваться невозможно.

В общем, если вы желаете погрузиться в уникальнейший и неповторимый мир диккенсовской Англии, если вас привлекает социальная сатира, актуальная, как по мне, во все времена, и если вы нуждаетесь в вере в чудо и в то, что все может быть хорошо – этот роман для вас. Меня «Крошка Доррит» пленила и заняла третье место среди любимых прочитанных романов Диккенса после «Больших надежд» и «Тайны Эдвина Друда». Поверьте, это 860 страниц истинного наслаждения!

Ну а еще, этот роман, естественно, отправляется в ячейку «Книга любимого автора, которая еще не прочитана» моего Книжного вызова.

Рецензия на ЖЖ