Больше рецензий

SaganFra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2016 г. 14:19

918

4

Современная украинская писательница, поэтесса, сценарист и журналист Ирэн Роздобудько не новичок в литературе. Ее творческое наследие так разнообразно по своему фабульно-жанровому признаку. Это и детективы, и мистификации, и откровенно женская проза, и иронические произведения. Это не означает, что у Ирэн Роздобудько нет авторского почерка. В каждой книге писательницы присутствует авантюризм и приключение, внутренний мир героев бездонный и неординарный, книги обладают невероятной притягательной силой.

Сюжет романа сплошная фантасмагория на тему душевного здоровья человека и сумасшествия. Успешная писательница устраивается на работу в местную психиатрическую клинику на должность «психоспикера». Ее обязанности - быть «ухом», то есть, просто выслушивать пациентов и делать записи. Для писательницы это новый опыт, поиск тем и вдохновения для творчества. Череда пациентов обрушивает на нее свой внутренний измененный мир, погружая ее в глубины сумасшествия. Среди них полно примечательных персонажей: Жанна (девушка из приюта мыльных пузырей), Туве Янсон (сказочница-стюардесса), Русалочка (любительница водных процедур), Галеристка (пострадавшая от картин), Технолог, Сомнамбула, Наследник, Олигарх…. Истории умалишенных. Кажется, что здоровый человек может сойти с ума. Но, оказывается, что и у Хелены (так зовут главную героиню) есть своя не менее сумасшедшая история….

«Двенадцать, или Воспитание женщины в условиях, не пригодных для жизни» - роман-аллюзия на прозу Милана Кундеры. Тонкий психологизм, самоуглубление и самопознание героев роднит творчество двух писателей. Книга – отсылка к другому произведению Роздобудько, роману «Амулет Паскаля». Их интертекстуальные связи так тесны, что создается эффект перехода состояний и образов героев из одного романа в другой. Собственно, в тексте книги цитируется «Амулет Паскаля» многократно.
Ирэн Роздобудько создала роман, который не оставляет в покое читательское воображение. Она заставляет его усиленно работать, поддавать сомнению происходящее. Эти заигрывания с читателем, несомненно, почерпнуты у Джона Фаулза. Приковать к книге читателя, погрузить его во тьму человеческой сущности и лишь немножко намекнуть на свет (истину) в дали (в конце книги) – такое под силу лишь настоящему мастеру слова. Такому, как Ирэн Роздобудько.

Книгоград