Больше рецензий

10 мая 2016 г. 13:30

520

3

Давным-давно, когда вместо контакта и твиттера на свете были городские локальные сети, одна серьезная школьница с черным лаком на ногтях и Цоем на футболке нашла эту книгу в читальном зале детской библиотеки и прочла ее чуть ли не за пару дней. Поскольку школьница не имела ни знаний о культурном и политическом контексте эпохи, ни возможности послушать упомянутые в книге альбомы, она почти ничего не поняла, что совершенно не помешало ей замирать от восторга на каждой странице.

Теперь этой школьнице 23, и жизнь ее сложилась так, что любовь к русскому року в том смысле этого термина, в котором он используется автором книги, довольно быстро остыла и никогда больше не вспыхивала. Книга была прочитана заново из любопытства, и вот те выводы, которые захотелось сделать после второго знакомства:

- при первом прочтении меня очень удивило, что автор книги полностью игнорирует советский металл, тогда как групп, игравших в этом жанре, было едва ли меньше, чем представителей т. н. русского рока. Теперь оказалось, что металл не игнорируется, а несколько раз упоминается вскользь и едва ли не противопоставляется РР как бездуховная, коммерческая и близкая зарубежной эстраде музыка. Что ж, такое разграничение выглядит оправданным и встречается не только у Житинского, хотя разумнее было бы назвать другие причины для его постулирования. Понятно, что советский металл - это не русский рок, если иметь в виду не территориальную принадлежность, а особенности жанра, исполнительские традиции и т. д., но та критика "тяжелого жанра", которую предлагает Житинский, в глазах современного слушателя выглядит высосанной из пальца.

- о том, что смысловое пространство книги отказывает в существовании Летову, "Гражданской обороне" и другим представителям "сибирского панка", здесь уже неоднократно писали.

- наконец, легкую усмешку вызывает то и дело проскальзывающее желание автора-РД похвалить себя или придать особый смысл некоторым событиям своей биографии. Художественных произведений Житинского не читала, и после знакомства с "Путешествием..." такого желания не возникло.

Несмотря на общую бессистемность и слишком субъективный характер изложения, книга имеет очевидную историческую ценность. Особенно интересны фотоиллюстрации, а также помещенные в конец интервью с несколькими музыкантами. Если вы все-таки решите ее прочитать, рекомендую делать это с музыкальным сопровождением.