Больше рецензий

sher2408

Эксперт

Шнырлиц - регулировщик хвоста, завиватель спиралей

11 июля 2016 г. 21:16

378

5 Дети пустыни

Эта книга — результат целой жизни, посвященной Сахаре, туарегам и их происхождению, итог труда и опыта, совершенно исключительных по характеру. (Раймон Шабо)

Это не просто книга – это захватывающий этнографический экскурс, рассказывающий о целом народе, это результат колоссальных усилий и многолетних изысканий. По словам французского издателя, статистические данные приведенные автором давно устарели и совершенно не отражают картину быта туарегов, резко изменившуюся со второй половины 60-х годов ХХ века, то есть с момента самоопределения Алжира. Ведь даже в первозданных районах нагорья Ахаггара жизнь берберов под влиянием прогресса пережила частичную трансформацию за прошедшие полстолетия, и туарегам приходилось браться за оружие, отстаивая права своего этноса,..

Много воды утекло с момента написания монографии «Туареги Ахаггара», однако книга Анри Лота не стала менее интересной и всё так же предлагает читателю ознакомиться с собранными им драгоценными крупицами информации о, наверное, самом загадочном народе Африканского континента - ахаггарах (или кель-ахаггар).

По данным 1933–1938 годов ахаггаров было всего 4254 человека (то есть 1,78% всего туарегского населения). У них «свой» ислам, тесно связанный с язычеством, и весьма свободные нравы, они не знают удобств и способны переносить чудовищные перепады температур, они – доминирующий вид в Сахаре.

Анри Лот начинает своё повествование с разделения племен в 12 веке и таким образом подводит рассказ именно к группе нагорных туарегов. Вообще вся книга построена на сравнительном анализе племён ахаггаров (поскольку ахаггары - это не одно племя, а более десятка фракций, объединенных в специфическую конфедерацию) с другими группами туарегов, как в отношении языковой культуры, быта, условий жизни, так и в развитии ремесел, искусства.

Признаюсь честно, я неоднократно в процессе чтения путала племена и постоянно возвращалась к уже прочитанному в попытке разобраться в особенностях взаимодействия фракций и их внутренних сословий, пару раз даже впадала в отчаяние, истово чертила таблицы, «дорисовалась» до состояния «чёрт ногу сломит», поняла, что чувствует человек, попавший в станок для кручения канатов (ну да, в тот самый просак). Но в результате сообразила, что так интересно мне уже давно не было. Задачка стоила затраченных усилий. А уж иллюстративный материал, представленный восхитительными легендами и преданиями этноса, и вовсе сводит к уровню «сущий пустяк» все мои скитания по «общественному лабиринту» туарегов.

Наверное, именно поэтому самым интересным открытием для меня в этой книге стало устройство социума ахаггаров. Автор подробно расписывает сложную иерархию и кастовое деление общества, рассказывает о редкой для мусульман моногамии, о своеобразном матриархате (женщина ахаггар не является в полной мере госпожой, но имеет определенные права наравне с мужчиной и распоряжается не только имуществом, но и определяет свою судьбу с судьбу своих детей; именно женщина является хранительницей языка, традиций, культуры, в руках женщины полностью сосредоточен досуг и «радость» мужчин).

Анри Лот расписал жизнь туарегов от рождения до смерти, подробно остановился на особенностях жизни ахаггаров, занимающихся четырьмя основными видами деятельности - кочевым скотоводством, охотой, земледелием-собирательством (подумать только, целых пять земледельческих центров с собственной оросительной системой существуют на террасах долин Ахаггара!!!) и, разбоем (недаром, по одной из версий, представленных в книге, слово «ахаг», от которого происходит название группы племен туарегов, означает «грабить», а в более широком смысле — «свободный благородный человек»). Удивительно, что при всей простоте, а скорее даже, примитивности быта ахаггаров, они прекрасные ремесленники и настоящие щеголи, поскольку обожают наряжаться и украшаться (украшения, как правило, изготавливаются из дерева, камня, кожи, стекла, серебра):

они больше заботятся об одежде, чем о желудке, и готовы всем пожертвовать ради того, чтобы щегольнуть, готовы лишить себя пищи, части своего состояния — и все это для того, чтобы обзавестись богатой одеждой, разноцветными лентами (для головного убора), чехлами к амулетам, которые они носят скорее ради красоты, чем из религиозных побуждений.

Автор также дает краткую характеристику языку тамахак и непосредственно диалекту Ахаггара, практически не имеющему заимствований, что доказывает весьма обособленный образ жизни его носителей и выделяет данную группу туарегов как наиболее изолированную от остального человечества. А поскольку Анри Лот является экспертом по доисторической наскальной живописи, то и значительное внимание он уделяет именно развитию письменности туарегов, впрочем, не умаляя и роли устного творчества, чьими основными темами являются война, любовь и красоты природы.

Дальше несколько фото и видео с видами Ахаггара


картинка sher2408
Анри Лот (1903-1991) на фоне образцов африканской наскальной живописи

Пейзажи Ахаггара
картинка sher2408
картинка sher2408
картинка sher2408
картинка sher2408
картинка sher2408

Вот еще нашла на просторах Тырнета небольшие видео снятые в национальном парке Ахаггара:
тыц1 (тут даже наскальной живописи минутку выделили), тыц2

Благодарю Даниила alsoda за чудесную рецензию, побудившую меня к прочтению книги

Книга прочитана в рамках МФМ-17 клуба книгопутешественников "В жёлтой жаркой Африке"

Комментарии


Надо, значит, и эту читать... Спасибо. :)


Надо! Книга стоящая:))
Но с этнонимами возможно придется помучиться.


Замечательная рецензия и фотографии :) Как же я хочу там побывать!
Рад, что мой отзыв пригодился :)


Спасибо:)


Залипла на фотографиях. И на рецензии, само собой. Спасибо.


Спасибо, Мила)
Я вот также залипла на книге)))


Я вижу)