Больше рецензий

5 августа 2016 г. 13:08

578

5 Суровые будни илюстратора

Итак, я начала читать эту книгу нехотя, т.к. о Яне Франк у меня в последнее время сложилось очень двоякое впечатление: "Муза и чудовище" оставила меня в недоумении (дорогое издание, а идей на одну страницу), "Дневник дизайнера-маньяка" и вовсе завёл в тупик и поставил под сомнение не только литераторские, но и иллюстраторские способности Яны. "365 дней очень творческого человека" добавляла моей подозрительности еще пару штрихов.

Поэтому для меня книга оказалась неожиданным открытием. Да, ничего такого сильно "тайного" здесь нет (хотя вся "тайна" здесь в том, что Яна не постеснялась дотошно описать свои иллюстраторские будни, игнорируя вся сопливую романтику жизни художника, которую обычно все себе представляют). Для меня был целый ряд открытий.

1) Для начала, я в целом представила, как живет иллюстратор, когда он работает, когда отдыхает, откуда берутся заказы, как и зачем сотрудничают с агентами. Как вести себя с заказчиком, как рассчитывать время, которое потребуется на проект, и как себя вести, если что-то пошло не по плану. А еще - как предостеречь себя от этого самого "не по плану". Для меня все эти сведения сами по себе не были новыми, но у меня не было возможности собрать всё это в кучу. Яне удалось описать все эти вещи так, чтобы не оставалось пустых пятен и неясных моментов. Без иллюзий и приукрашивания действительности.

2) Далее, Яна очень-очень подробно описывает способы создания иллюстраций, вплоть до использования конкретных функций в фотошопе. Опять же, лично для меня это невероятно ценная информация. При всем том объеме туториалов, которые имеются в интернете, мне было необходимо, чтобы хотя бы что-то было написано на бумаге и в одном месте. Я не ожидала увидеть это в книге, поэтому это был самый приятный момент и, пожалуй, самые ценные для меня главы книги.
Интересно то, что ценность этих глав не в самих способах - в конечном итоге, их миллион, Яна лишь приоткрыла завесу на рутинную работу. Ценность для меня в том, что книга в очередной раз попыталась убедить меня в том, что срисовывать - это не плохо, что референсы - это нормально. В конечном итоге, старые мастера заставляли крестьян стоять целыми днями в одной позе для того, чтобы написать хотя бы даже эскиз к картине, - так почему же мне кажется, что использование различных "трюков" недопустимо?
Это, конечно, моя личная проблема - не знаю, сталкивается ли с ней кто-то еще кроме меня. Но если Вам знакомо чувство, что "если я не могу нарисовать всю картинку "из головы" - значит я горе-художник", то Вас эти главы основательно подлечат от этого недуга.

3) Отдельно отмечу главу про цвет. У меня есть "Искусство цвета" Иттена, но я никак не возьмусь его читать, т.к. боюсь сложностей, с которыми придется столкнуться. Яна же буквально на трех страницах кратко описывает основные моменты того, как работает свет и тень. Откуда берутся цвета и как пользоваться цветовым кругом. Это невероятно ценная глава! Хотя бы просто потому, что до этого я ни разу еще в подобных книгах не сталкивалась с попыткой приоткрыть завесу учения Иттена о цвете.

Еще Яна снова возвращается к вопросу поиска идей, кратко описывая варианты. Я не так давно была на ее семинаре, посвященном этой теме, - она говорила, что сейчас пишет целую книгу именно о поиске идей. Так что ждем выхода.

За время чтения этой книги несколько раз мой внутренний голос начинал возмущаться. Например, когда Яна убеждает читателя в том, что иллюстратор должен выбрать один стиль и придерживаться его, т.к. заказчику нужна предсказуемость результата. Или когда Яна подробно показывает, как обводить фотографии и 3D-модели (мне это показалось чудовищным поначалу, хотелось плюнуть и выкинуть книгу). Тем не менее, нужно просто для себя понимать одну простую вещь: иллюстратор - это такая же работа, как асфальтоукладчик. Асфальтоукладчик не жалуется на то, что ему приходится укладывать асфальт катком, а не вручную (ведь вручную куда душевнее!). И не жалуется на то, что ему приходится укладывать асфальт только там, где скажут, а не там, где хочется.
Иллюстратор - это просто работа. Если читатель не может смириться с этой мыслью, то ему стоит всерьез задуматься о том, что для него рисование - работа и основной источник дохода или все-таки хобби.

PS В ответ на одну из рецензий. Что касается стоимости книги - я взяла книгу на Авито (я часто так делаю с излишне дорогими изданиями) рублей за 500. Да, меня тоже не устраивают цены на книги издательства студии Лебедева (тем более что мне не нравятся их издания. МИФ делает куда более качественные издания, а цены на книги у них ниже). Конкретно в этой книге было найдено две ошибки верстальщика, ну куда это годится? Но я не вижу смысла называть книгу плохой только из-за того, что она стоит дороже, чем хотелось бы, и ценных идей в ней "не на 1500 рублей". Вообще, любые возмущения насчет цен мне кажутся не более чем детскими капризами. Учитесь быть взрослее. Нет денег - находите способы либо зарабатывать больше, либо покупать более дешевые варианты (Авито, самостоятельно распечатать, взять на Букривере или в библиотеке (и не надо говорить, что этих книг нет в библиотеке - в РГБМ есть всё), - да мало ли способов).