Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

31 августа 2016 г. 22:11

1K

4.5 Валлийские старики-разбойники

"Люди не ездят на Северный полюс и не падают там с айсбергов, Они ездят на службу, бранятся с женами и едят щи" А.П. Чехов



"Сразу после завтрака начинается вечер. Бесконечные часы, и никаких причин оставаться трезвым." Кингсли Эмис



Не перестаю удивляться одной вещи: детские книги и литературу young adult с удовольствием читают и очень многие вполне себе взрослые читатели, а вот произведения, где главными героями являются люди в «возрасте мудрости», особой популярностью не пользуются. К примеру, у «Очередного важного дела» Аниты Брукнер всего 28 читателей, хотя автор и лауреат Букеровской премии, у «Принца Вест-Эндского» Алана Ислера - 40 читателей, у "Спящих красавиц" Нобелевского лауреата Ясунари Кавабаты - 86, и этот список можно продолжать. Исключения, вроде Хэминуэевского "Старика и моря", лишь подтверждают правило. Не странно ли это? Ведь сколько ни читай сказок или подростковых антиутопий, в детство и юность уже не вернешься, а вот старость - это что, что нас всех неминуемо ждет впереди (если мы доживём, конечно, как подсказывает мне мой оптимистичный внутренний голос) . В общем, не знаю как вам, а лично мне всегда интересны персонажи , встречающие закат жизни, уже немало пожившие, повидавшие и прочувствовавшие, несущие багаж уникального жизненного опыта. Короче говоря, книга про дружескую компанию семейных пар в возрасте 60+, связанных многолетними сложными отношениями - это для меня просто лакомый кусочек!

Впрочем, я в любом случае взялась бы за "Старых чертей", будь роман и не про пожилых интеллектуалов, а про аЦЦких чертей с рогами и копытами, так как Кингсли Эмис давным давно у меня в списке любимых авторов. Книги Кингсли Эмиса для меня это такая эталонная качественная британская проза - стилистически безупречная, наполненная иронией, но, вместе с тем, не обходящая самые серьезные темы. И "Старые черти" меня не разочаровали. Несколько дней душой я всецело была в маленьком провинциальном валлийском городке в окружении ставших почти родными старых чертей и чертовок, лишь изредка возвращаясь в реальность, чтобы выносить мозг друзьям на тему срочной необходимости их знакомства с творчеством Кингсли Эмиса.

А ведь можно было и заскучать! Жизнь-то в романе течет тускловато-обыкновенная. Герои образованны, интеллектуальны, состоят в длительных браках, имеют детей и привычные занятия. Всё у героев уже в судьбе определено, важнейшие жизненные выборы сделаны, решения приняты, все точки "точки невозврата" давно позади. Одним словом, всё устаканено. Да, это именно то слово, которым можно охарактеризовать жизнь персонажей Кингсли Эмиса. Стаканы и самый разный алкоголь, регулярные коллективные и индивидуальные возлияния - неотъемлемая часть жизни героев. И леди в этом вопросе ничуть не уступают джентльменам. Так что, если вы вдруг убежденный трезвенник, то считайте, что я вас предупредила. В общем, персонажи беседуют, ходят к другу в гости, выпивают, ностальгируют, сожалеют об упущенных возможностях, привычно ссорятся со своими супругами... Скучно. Так скучно, что оторваться невозможно от книги. Знаете, этакая совершенно чеховская по ощущениям скука, и, одновременно, сверхнаполненность текста. Как и Чехов, Кингсли Эмис избегает явного драматизма, он описывает заурядных людей с тривиальными,в сущности, проблемами. При этом следить за развитием событий дико увлекательно. Наверное, тут играет роль что-то такое, о чем писал Сомерсет Моэм, обращаясь к фразе А.П. Чехова, вынесенной в эпиграф:

Что люди ездят на службу и едят щи, - этого явно недостаточно, и Чехов, мне кажется, вовсе не то имел в виду. Для рассказа надо, чтобы они на службе прикарманивали мелочь из кассы или брали взятки, чтобы били или обманывали жен и чтобы ели щи со смыслом - то есть, чтобы это был символ семейного счастья или же, наоборот, тоски по загубленной жизни.


Уверяю вас: все, что "надо для рассказа" у Кингсли Эмиса есть. При кажущейся простоте текста, "приземленности" и даже грубоватости отдельных эпизодов роман затрагивает фундаментальные вещи, волновавшие и классиков и их читателей: Что такое счастье? Или, быть может, "На свете счастья нет, но есть покой и воля"? Является ли заменой счастья привычка? Все ли несчастливые семьи несчастливы по-разному и в чем разница между несчастливыми и НЕ счастливыми семьями ? Что такое реальность, если воспоминания участников одних и тех же событий ТАК различаются?

Если же вас не привлекает ничего из вышеописанного, то "Старых чертей" можно полюбить за то, как автором передан дух Уэльса, и как описаны валлийские особенности национального характера. Так, читатель узнает, что для того, чтобы быть гордостью Уэльса и воплощением духа народа совершенно не обязательно даже знать валлийский язык, достаточно чувствовать что-то такое неуловимо-прекрасное и самобытное.

Вот в это необыкновенное пространство валлийской провинции, я и приглашаю заинтересовавшегося читателя:

Скажи медленно и спокойно: ты сейчас в Уэльсе, стране песен, улыбок и обмана.

Благодарю Сестёр Святого Вальпургия vedm , Deny и Bernard_Kusaka . Надеюсь, что будучи старыми чертовками, мы не раз с удовольствием вспомним Долгую прогулку.)

Комментарии


Не перестаю удивляться одной вещи: детские книги и литературу young adult с удовольствием читают и очень многие вполне себе взрослые читатели, а вот произведения, где главными героями являются люди в «возрасте мудрости», особой популярностью не пользуются.

Думаю, дело в том, что людям свойственно проецировать всё на себя, а художественные произведения проецируются вообще на ура. И если герой - юный красавец, то за чтением такой книги можно хорошо отдохнуть и забыть о повседневных проблемах. А старости люди попросту боятся, вот и избегают подобных сюжетов.
А книга, похоже, интересная, надо прочесть. Спасибо за рецензию!


А старости люди попросту боятся, вот и избегают подобных сюжетов.


Да, наверное ты прав. Хотя я всегда удивляюсь тому, что люди не готовы встречаться со своими страхами лицом к лицу. Для меня это странно.


Когда я спросила у своей дочери, какие книги ей наиболее интересны, она сказала: "Те, где действуют мои ровесники. Мне интересны проблемы моего поколения." И так как среди читателей преобладает молодёжь, то и получается, что книги с молодыми героями наиболее популярны. Ничего удивительного.


Возможно, так и есть. И просто по самоощущению я давно уже старая чертовка.)


Моэм высказал одно замечание, но можно и другое: некоторые люди прекрасно себе "ездят" на северный полюс (и не только), но при этом не являются такими привлекательными с литературной точки зрения как те, что едят щи и ездят на службу. Ну и много еще вопросов - для каких именно писателей, в какие эпохи, какие люди (соответственно истории) выходят на первый план. и т.д...


Ну и много еще вопросов - для каких именно писателей, в какие эпохи, какие люди (соответственно истории) выходят на первый план. и т.д...


Я согласна, что всё не так однозначно, и можно мысли развивать. Наверное, дело в том, что мне всегда ближе истории «маленьких людей», вот я и пыталась подвести под субъективные пристрастия теоретическую базу.)
Кстати, мне кажется, что Кингсли Эмис тебе бы тоже понравился.)


Мысли, как только они появятся, уже нельзя не развивать - почему и надо внимательно следить за тем, чтобы они не появлялись:)

Кстати, мне кажется, что Кингсли Эмис тебе бы тоже понравился.)

А вот и проверим в свое время:)


Мысли, как только они появятся, уже нельзя не развивать - почему и надо внимательно следить за тем, чтобы они не появлялись:)


Если уже появилась мысль следить за появлением мыслей - считай, попал человек.)


Это мысль:)


Читала у Кингсли Эмиса всего один роман ("Везунчик Джим"), но это определённо тот автор, к которому хочется вернуться. :)

А в твою компанию старых героев советую добавить "Memento mori" Мюриэл Спарк - там всем героям глубоко за 60. Кстати, именно с этой книги я и полюбила героев в возрасте. До этого не то, чтобы не любила, но не могла найти точек соприкосновения.


"Memento mori" Мюриэл Спарк я читала, прекрасная вещь! Забавно, что как раз "Везунчика Джима" я до сих пор еще не читала, хотя и очень люблю Эмиса. Но в ближайшее время постараюсь исправить это упущение, книга уже лежит в "корзине".)


"Везунчик Джим" хорош, но я вообще неровно дышу к книгам об академических сообществах. :)


Я тоже, поэтому уже потираю лапки в предвкушении.)

PS А "Стоунера" ты не читала?


Нет, до "Стоунера" дело так и не дошло, висит на ридере уже около года.
Помню, что ты его высоко оценила.


У меня как-то очень много личного наложилось на впечатления от "Стоунера", потому и отзыв не написала.


Да, в таких случаях отзывы тяжело писать.


Первый раз слышу о книге. В хотелках нашла "Лесовика" этого автора.
Ещё летом захотелось чего-то валлийского, так что с удовольствием обращу внимание на книгу : )


"Лесовик" отличается от других книг Эмиса, там есть элементы магии, другие вещи - реалистичные. Буду ждать отзыва на "Старых чертей".)


Спасибо! Ждать придется долго, тяжело впихнуть новую книгу в своё расписание :D
Лесовик меня заворожил аннотацией. Обязательно познакомлюсь с обеими книгами автора.


Все понимаю с расписанием, у меня всё аналогично.)
А Эмис - достойный автор, сама как раз его "Везунчика Джима" прочитала, это такой сатирический университетский роман, очень смешной.


Какой разносторонний автор : )


У него еще и сын - хороший писатель.)


Как умело Вы открываете таких малоизвестных авторов! Спасибо!!!


Это не я, а организаторы "Долгой прогулки" )))