Больше рецензий

9 ноября 2016 г. 13:59

91

4.5 Особая разновидность жизни "после жизни"

Книга произвела на меня определенно положительное впечатление. Пока не могу сказать, будет ли опыт знакомства с ней вспоминаться как нечто значимое спустя года, но сейчас, непосредственно после прочтения первой части трилогии, у меня присутствует большое желание как можно скорее ознакомиться с продолжением. (Дальнейший текст рецензии основан на замечательной аудиоверсии книги, источником для создания которой послужил "фанатский" перевод sonate10, а не тот, что использован в официальной печатной версии, поэтому некоторым читающим этот краткий обзор может броситься в глаза разница в терминологии.)

Автор помещает своих героев в так называемый "Междумир" (или "Страну затерянных душ", англ. "Everlost") - область бытия между миром живых и теми местами, куда уходит большая часть душ "нормально" умерших. Это не мир обычной материи, но и не мир чистого духа - это потустороннее отображение мира живых, в котором обитают призраки (или "послесветы" (англ. "afterlights"), как они сами себя называют). Они облечены в светящиеся подобия своих оставленных физических тел - нечто вроде тех оболочек, которые в традиционном оккультизме именуются "астральными", или "эфирными", или "тонкими" телами, формы которых зависят от состояний умов их обладателей. По неизвестной причине (по крайней мере в рамках сюжета первого тома), сюда попадают лишь души детей, которым на момент смерти было меньше 17 лет, в то время как души взрослых доходят "куда надо". Здесь они не стареют, не нуждаются в дыхании, пище и сне, не чувствуют телесной боли. Однако в полной мере остаются подвержены боли душевной. Те, чья воля не достаточно сильна и активна, постепенно впадают в рутину, изо дня в день на протяжении веков повторяют одни и те же действия, думают об одном и том же и при этом чувствуют себя комфортно - то есть становятся настоящими привидениями, за тем исключением, что обычно не показываются живым людям.

Самое страшное, что может случиться с послесветом - провалиться в центр Земли. Весь окружающий мир подразделяется для них на зоны двух категорий - "мертвые пятна", то есть бывшие области мира живых, в результате определенных происшествий перешедшие в Междумир, и собственно мир живых. Предметы в зонах "мертвых пятен" кажутся духам "живыми", яркими, твердыми, с ними можно свободно взаимодействовать, в то время как пространства мира живых представляются "призрачными", расплывчатыми и нереальными, а земная поверхность на его территории - нетвердой, как смола, которая постепенно затягивает в себя того, кто остается на одном месте долгое время. А дальше сила гравитации увлекает его прямо к центральным областям земного шара, где он обречен томиться миллионы лет, пока Земля существует. Как считается, за всю историю лишь одному духу, невольно попавшему в эту "преисподнюю" из раскаленной магмы, удалось выбраться оттуда обратно на поверхность - принеся ради этого в жертву свою человечность.

Посредством введения данного промежуточного пласта общей материально-духовной реальности автор объясняет возможности и причины существования призраков и связанных с ними паранормальных явлений. Например, феномен полтергейста в такой интерпретации - это результат редкой способности некоторых послесветов управлять предметами вещественного мира. А список причин припадков одержимости у людей, помимо психосоматических заболеваний и вселения демонических духов, дополняется возможностью подселения в человеческое тело одного из послесветов, обладающего способностью так называемого "скинджекинга".

Эта выдуманная вселенная Междумира весьма любопытна и в общем плане неплохо проработана, хотя и не конца продумана в определенных аспектах, вызывая у дотошного читателя ряд недоуменных вопросов (например, почему героям встречаются почти исключительно духи, предметы и здания последних нескольких веков, куда же подевались более ранние?). Могу лишь надеяться, что в следующих томах автор заполнит эти пробелы, придумав какое-нибудь специфическое объяснение.

Кстати, существование Бога и духовного мира в традиционном религиозном понимании здесь не отрицается, хотя и не конкретизируется, а упоминается лишь мельком несколько раз. Один из персонажей верит, что дети попадают в Междумир не случайно, а по воле Бога, ради некоего особого предназначения. Интересно будет, если эта тема получит развитие. В частности, я не могу поверить, что какие-либо существа (и уж конечно эти невинные дети) могут действительно быть обречены на бесцельное прозябание в стране затерянных душ во веки веков, без возможности когда-либо выбраться оттуда или начать как-то контактировать с высшими планами бытия - это лишено всякого провиденциального смысла. По крайней мере, таковая абсурдная перспектива находится в явном противоречии с идеей существования любящего Бога.

Больше всего мое внимание было привлечено не парой главных героев, Алли и Ником (хотя они неплохо прописаны), и не второстепенными положительными персонажами (среди которых тоже есть интересные), а главным "официальным" антагонистом - монстром МакГиллом, которого все ненавидят и боятся. На протяжении второй части книги можно наблюдать его медленную, но несомненную душевную эволюцию, точнее возрождение, ведь когда-то он был человеком. Начинает складываться впечатление, что он больше хочет казаться всем окружающим и самому себе самым отвратительным и безжалостным злодеем во всем Междумире, чем на самом деле является таковым. Словно бы это защитная реакция в ответ на давно перенесенную сильнейшую душевную боль. Кроме того, его, пожалуй, можно назвать существом с самой поразительной силой воли среди всех местных духов.

Отнимаю ползвезды от оценки в пять баллов, так как на мой привередливый вкус в книге недостаточно философских рассуждений и действительно глубоких мыслей о вечном и возвышенном - хотя столько сюжетных поводов для этого! Хотя, в общем-то, я понимаю, что, наверное, для большей части основной целевой аудитории данного произведения (подростки) все здесь более-менее сбалансировано, а те, кто очень хочет поразмыслить о сложных материях, найдут для себя от чего оттолкнуться и тут. Я лично несколько интересных моментов для себя отыскал, но излагать эти соображения в рамках рецензии, значило бы превратить ее в пространную статью и таким образом выйти за эти самые рамки.

картинка virridius