Больше рецензий

11 ноября 2016 г. 19:37

518

3.5 Репортаж из Зомбиленда

Мировая война Z
Начнем с того, что если вы смотрели голливудскую экранизацию с Бредом Питтом и ожидаете, что перед вами - типичный боевичок о симпатяге, доблестно сражающемся с толпами зомби - ваши иллюзии вот-вот разобьются в пух и прах. Потому что книга и фильм похожи друг на друга как яйцо и дыня. Вроде и то, и другое - овальненькое, но на этом сходство заканчивается. Так и здесь. Вроде и книга, и фильм, называются одинаково, вроде фильм снят по мотивам книги... Но перед нами отнюдь не линейная история о войне человечества с зомби.

Что Бруксу хорошо удалось, так это сделать что-то необычное с довольно избитой темой зомби. Его роман и не роман вовсе, а большой паззл на несколько тысяч деталек. "Мировая война Z" - это сборник интервью с людьми, которые пережили страшные годы, когда само существование человечества оказалось под угрозой. И поэтому (лично в моем случае - исключительно поэтому) книга читается относительно бодро.

Перед нами как в окошке калейдоскопа мелькают картинки - вот Нью-Йорк, а вот - Сибирь. Вот Израиль, а вот - Южная Америка. И в этой бесконечно сменяющей друг друга череде картинок и рассказчиков есть определенная прелесть и новизна. Мы видим историю борьбы с зомби глазами разных людей, читаем о разных судьбах и разных переживаниях. Да, всех их объединяет две вещи - каждый из них потерял на этой войне кого-то и каждому из них пришлось хотя бы раз убить оживший труп. Постепенно из этой летописи мира времен постапокалипсиса начинает вырисовываться история несчастья, которое обрушилось на головы человечества, а вслед за этим - картинка послевоенного мира, который своим геополитическим ландшафтом и подавно не похож на привычный нам мир. Больше хорошего о книге ничего сказать не могу.

А теперь о плохом. Сюжетной линии как таковой нет. Понятно, что форма повествования этого не предполагает, но мир и его несостоявшийся конец производят впечатление недоработанных. Откуда пришла эпидемия? Почему те, а не другие страны сумели устоять? Что случилось в конце концов с Израилем, выстроившим неприступную стену? Зачем столько ненужного и уже к середине книги ничего, кроме отторжения, не вызываюещго американского патриотизма? Как можно, в конце концов, писать о зомби так, что читатель в определенный момент начинает зевать от скуки?

Хоть я и нежно люблю постапокалипсис и не имею ничего против зомби, в этой книге не было ровным счетом ничего, что зацепило бы хотя бы в половину так сильно как "Я - легенда" Ричарда Матесона , "Дорога" Кормака Маккарти или "Противостояние" Стивена Кинга . Тот редкий случай, когда завышаю оценку за форму, а не за содержание. Форма - 5, содержание - 2. В итоге имеем заслуженную 3,5.