Больше рецензий

22 февраля 2017 г. 22:31

196

5 Обзор книг серии Myst 18+ (за неимением возможности размещения общей рецензии на всю серию отмечаюсь тут)

«Я иду учить тебя бояться» (с)

CAUTION!
VIEWER DISCRETION IS ADVISED

Первое, с чего стоит начать – эту статью смело могут пропускать те, кто скептически относятся к жанру ужасов в литературе, которая выходит из-под пера отечественных авторов. Те, кто снисходительно смотрят на попытки наших соотечественников создать нечто в стиле Стивена Кинга, Алана По или даже Говарда Лавкрафта, прошу уделить минутку своего внимания.

Второе – это не реклама, не заказная статья (поверьте, автор за это ничего кроме удовольствия от умственной деятельности не получит), а «жест доброй воли».

Краткая предыстория
Группа малоизвестных российских писателей, объединенная под загадочным псевдонимом Алекс Варго, появилась около 9 лет назад (точнее, именно с 2008 года они стали известны широкой публике). Первопроходцем стал некий Сергей Дёмин, написавший пробные романы, которые впоследствии позволили раскрутить серию книг, составляющей сегодня костяк Myst 18+. Позднее к команде примкнули и остальные авторы, что явственно отобразилось как на стиле, так и качестве произведений. На сегодня насчитывается около 20 книг, пользующихся разной степени популярностью у читателей СНГ.

Стиль и сюжет
Перед нами очень смелая и, я считаю, вполне успешная попытка авторов адаптировать классические сюжеты и психологические приемы запугивания, отлично работающие на Западе: правильная подборка словесного кода, литературных приемов, как традиционных, так и современных (сюда можно отнести сплаттерпанк и слешер), обыгрывание классических бытовых ситуаций и жизненных историй в новом ключе, использование знаний в области мистики, паранормальных явлений, колдовства, оккультизма, прочее. В произведениях умело адаптированы и использованы отсылки к разным источникам, к месту введены старинные легенды и предания, есть небольшие приквелы, отдельные фрагменты историй, гармонично вливающихся в общий лейтмотив. За сюжет авторы берут буквально все, до чего может дотянуться их пытливый ум и богатое воображение: начиная от вольного пересказа старинных страшилок фольклора, и заканчивая вполне необычными вопросами генной инженерии.

Авторы намеренно берут за основу классических героев, не обладающих какими-либо экстраординарными способностями, не переносят их в другие реальности, не наделяют мистическими силами (разве что самую малость на уровне интуиции). Полотно каждого отдельного повествования разворачивается на фоне городов, деревень, курортов, классических общественных мест, загородных объектов, даже отдаленных и заброшенных местностей. Сами герои – дети эпохи урбанизации. Они современны, интеллектуально подкованы, близки по духу каждому читателю. Кто из нас не знает образы классических менеджеров, директоров фирм, влиятельных лиц, мальчиков и девочек из самых разных слоев населения? Нам как читателям легко понять их логику, проанализировать призму их мировосприятия, проследить образ мыслей и порой предугадать ход их действий и реакции на внешние раздражители. Мы можем сопереживать, осуждать и даже злорадствовать от ощущения, что героям воздали по заслугам в некоторых особых ситуациях, потому что нам просто понять их. Это позволяет не отвлекаться на дополнительные поиски нужно информации или даже каких-либо устаревших слов, которые могут в изобилии встречаться в адаптированной иностранной литературе аналогичного жанра. Нам нет нужды подстраивать свой менталитет под все еще чуждый западный.

Негативные моменты
К сожалению, в мои руки попадало крайне мало книг, к содержанию которых я не имела претензий после прочтения. Пресловутая ложка дегтя имеется и в этой бочке меда. Первые книги впечатляют – их хочется перечитывать. Для меня это едва ли не главный показатель: возвращаться к жутким историям снова и снова, переживая заново весь спектр ощущений, эмоций, видеть яркие и будоражащие воображение кадры моего личного «фильма». Воистину поговорка о том, что коней на переправе не меняют, тут как нельзя кстати. Последующие книги носят на себе ощутимый отпечаток смена писательской руки. Сюда входит смена настроения, стиля, внутреннего чутья автора к написанию ужастиков.
Что мне НЕ нравится – предсказуемость серии. Ощущение, будто авторы выдыхаются, не пробежав и половины пути. И что они «застряли» на уровне. К тому же, обилие крови, которая хлещет на читателя со страниц книг, вызывает брезгливость, а не заставляет нервно сглатывать ком в горле и боязливо оглядываться через плечо. Что я получила после «передозировки» – мутные сны и нервозность. Пресловутое «книжное похмелье», возникающее при употреблении некачественного «алкоголя».

Ревизор рекомендует!
Предлагаю перечень книг, которые можно почитать, чтобы пощекотать себе нервишки на ночь глядя. Каюсь, сама таким балуюсь)

• Дом в овраге – за основу взяты средневековые пытки. Все как положено: чипсы, кола, игра в инквизицию и раздвоение личности злодея.
• Приют – классическая сказка братьев Гримм в современной обработке, но только без счастливого конца.
• Кукла – древние ритуалы заключения сильных злых духов в неодушевленные предметы с целью наказания виновных в трагической случайности.
• Льдинка – интересная идея обыгрывания перемещений во времени и темы таинственной расы атлантов, а именно – их сокровищ.
• Дикий пляж – одержимость древним злым духом и убийства, убийства, убийства. Ну вы поняли.
• Кристмас – развлечение кучки психов в поместье, сыскавшем дурную славу в округе, заканчивается пробуждением древнего зла, которому в прошлом приносились кровавые человеческие жертвы.
• Полночь – возвращение умерших при помощи жестокого ритуала с участием мистических акул на безымянном острове недалеко от Тасмании. У меня история вызвала грусть и сожаление, что вообще для меня в новинку.

Ревизор не рекомендует!

По моему мнению, нижеперечисленные книги – на один раз. Но лучше не пробуйте – послевкусие у произведений так себе.

• Нечто – кучка «санитаров» истребляют бомжей, один парень оказывается не в том месте и не в то время, а на свалке, где сливают токсичные отходы, завелась парочка мутировавших тварей.
• Химера – несанкционированные игры в Бога, генетические мутации, создание человека-амфибии, ну и последствия этого.
• Электрик – дух шепелявого психопата-убийцы обитает в городской электросети. Не дочитала до конца, потому как большего маразма еще не видела.
• Особь – человеческое бешенство от укуса редкого вида крысы-мутанта, вакханалия в рамках одного района города, мини пост-апокалипсис и его последствия.
• Нечеловек – история о человеке, могущим убивать силой мысли, с необратимыми для последствиями вплоть до летального исхода.
• Кулинар – помешанный на кулинарии псих готовит блюда из человеческих частей тела. Вам женские грудки под апельсиновым соусом с кровью или хорошо прожаренные?
• Обиженная – история про «злую лампу Алладина». Эдакий русский wishmaster.
• Трофики – заброшенная деревенька с мутантами, последствия радиации и паранормальные явления. Не повезло ребятам, что тут скажешь.
• Запертая дверь – не стоит жить в местах, тем более домах, которые ранее были «капищами». Проверено.
• После заката – тяжелое советское наследие, разработки «эликсира вечной жизни» и последствия, которые аукаются даже сейчас.
• Морок пробуждается – антиалкогольное возмездие в стиле «Звонка».
• Гурман – продолжение «Дома в овраге», но слабое. Название к произведению подобрано совершенно не то.
• Взгляд висельника – проблема отцов и детей, детей и детей, вкупе с социальным современным безразличием к окружающим.
• Гример – сам факт того, что я помню название, но не помню сюжет, уже говорит не в пользу данной книги. Скучно и на один раз.
• Паззл – сборник рассказов маразматического характера разной степени тяжести.
• В моей смерти прошу винить – сборник рассказов на разные животрепещущие темы.
• В ночь на Хеллоуин – см. описание выше.
• Невыживший – см. описание выше.
• Фрагменты – см. описание выше.
• Альфа-самка – см. описание выше. Только без пресловутой альфа-самки для электронной версии книги.
• Неадекват – считаю, что внимания достойна только последняя история про особняк. В остальном, проходим, господа, не задерживаемся.

Выводы

Что я могу сказать после того, как отдала этой серии порядка 40 часов своей жизни? Немного сожалею, т.к. все еще не научилась доподлинно угадывать стоящие внимания продукты творческого злого гения. Приятные моменты, это сносная атмосфера саспенса, жутковатые моменты, удачное описание человеческих «гадостей» и отсутствие уж совершенно несуразных ляпов. В остальном, скажу сразу – такие книги на любителя. Очень любителя.

22.02.2017 г.

Комментарии


Извините, в глаза бросилась фраза "отдала серии 40 часов своей жизни". Что вы имели в виду? Что прочитали серию за 40 часов? Или рецензию писали 40 часов? Вы прочитали все указанные в вашем тексте книги? Как их можно прочесть за 40 часов?