Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2017 г. 19:29

410

2.5 За и против.

Первый: Сегодня я бы хотел поговорить о Теренции. Об авторе, чьё творчество сыграло важную роль в развитии европейской драмы и культуры в целом. Он являл собой прекрасный образец античного драматурга. Тонкий, умный, прекрасно владеющий языком, он возник на греческой традиции и стал основателем реалистической драмы...

Второй: Стоп, стоп, стоп! Кто? Теренций основатель реалистической драмы? Ха-ха-ха! Откуда вы взяли этот бред? Ха-ха-ха! Зачем вы вводите людей в заблуждение? Теренций это всего лишь интерпретатор, он подстраивал оригинальные греческие комедии под нрав римской публики. Да, режиссёр он был отменный, но он ничего не основывал.

Первый: Бред — это ваши слова. Да, Теренций брал за основу греческие оригиналы. И что? Во-первых, он об этом честно упоминал в своих прологах. Во-вторых, в то время это было распространённым явлением и так делали все от Гнея Невия до Плавта. Но титул «Вергилий римской комедии» почему-то носит именно Теренций. Не подскажите почему?

Второй: Но кто ему дал этот титул? Такие же фантазеры как вы. В отличие от вас, современники автора видели его «талант». И сполна одарили критикой. Тем самым просто вынудили упоминать в своих прологах про греческие оригиналы.
Я услышал от вас множество лестных эпитетов в адрес Теренция. Но вы до сих пор не сказали самого главного. Ну же, наберитесь смелости и признайтесь что ваш кумир был несамостоятельным автором и писал он совместно с юным Гаем Лелием и Публием Сципионом, которые в силу своего высокого положения решили это не афишировать.

Первый: И после этого я фантазёр? Вы просто не увидели столь тонкого и умного хода со стороны Теренция. Ему был выгоден миф, который поднимал интерес к его творчеству. Поэтому он не подтверждал этот слух и в то же время не отрицал его. Он заставлял массы говорить о себе и о своих влиятельных друзьях. Им это было приятно.
И если они писали вместе, почему тогда умолчали о своей причастности уже после успеха комедий?

Второй: Очень благородно паразитировать на имени друзей. Да и о каком успехе идёт речь? Случайно не о том, что его комедии били все рекорды по количеству уснувших?
На ум сразу приходит «Свекровь». Да, это именно та комедия с которой сбежали люди. И не раз, прошу заметить, а целых два. Успех! Я все понимаю, римский народ предпочитает грубые зрелища и только дай ему повод посмотреть на бои гладиаторов — сбежит. Но в этих случаях явно читается неуважение к «успешному» автору.
Ваш Теренций ничем не отличался от комедиографов своего времени. Всё те же сюжеты, те же персонажи, те же образы. Греция, изнасилованные 16 летние девушки и страдающие любовью к ним юноши. Людям это наскучило. Теренций должен был дать что-то новое, но он не смог. Тот же Плавт мог позабавить народ непристойностями. У Теренция даже этого нет.

Первый: О каком паразитировании может идти речь, когда Теренций сам писал свои комедии?
Вы упомянули про «Свекровь», но тактично замолчали триумф «Евнуха», который был поставлен два раза за один день и получил такую награду, какой никогда не получала ничья комедия, — 8000 сестерциев.
А ещё вы сказали, что у Теренция все было скучно и однообразно и он ничем не отличался от комедиографов своего времени. И если всё содержание комедий Теренция сводилось к повторению тысячу раз использованных сюжетных стереотипов, почему они дошли до нас полностью? Ведь большинство его современников забыто и их имена всплывают разве что в устах исследователей античной драмы.
Теперь давайте внимательно посмотрим на персонажей его комедий. Автор наградил их изменчивым характером, герои начали изменяться от происходящего.
А все эти противопоставления которыми изобилуют пьесы? Вот простодушный деревенский житель, а вот хитроумный городской. Вот консервативный отец, а вот либеральный. Первый строг и ругает своего сына за шалости, второй разрешает абсолютно все. Сын выбил соседу дверь? Пустяки, новую поставит. Сын изнасиловал молодую девушку и лишил ее чести? Пустяки, новую....а ну тут нет. Значит женится. Избил кого-то? Шалость, не убил же.
И в конце вы вольны интерпретировать мысль автора как хотите. Возьмём пьесу где фигурировали два отца. В конце все приходит к либерализму, мол если человек будет все всем разрешать, то его будут больше любить. С другой стороны, личность которая перешла от консерватизма к либерализму начинает вести себя слишком либерально, что вызывает удивление даже у либерально настроенных. Быть может эта гиперболизация была тонкой насмешкой над людьми злоупотребляющими либерализмом?
Как мы видим, Теренций очень тонкий и умный автор.
Его высоко ценили Цезарь и Цицерон, Монтень и Мольер, а Лессинг и Дидро считали его образцовым представителем «мещанской драмы».
Этого автора не поймёт чернь, он для высшего круга. Для вас оставь Плавта с его сквернословием и непристойностями. Грубыми шутками и персонажами перегибающими палку, рабами которые ведут себя со своими хозяевами так, что кажется будто те их рабы. Народ наверняка видит в этих рабах себя и мечтает бичевать господ.

Второй: От вас ужасно несёт снобизмом. Что за тон? Высший круг, чернь? Мне кажется Теренций не руководствовался этими ориентирами, он ведь сам раб, правда вольноотпущенник, но раб. И вы думаете этот человек будет творить для элит, а свою социальную прослойку втаптывать в грязь? Тут два варианта, либо эти комедии как я и говорил писались Лелием и Публием, либо Теренций слабый комедиограф и никакой он не «Вергилий Римской комедии». Зачем люди идут на комедию? Наверное, отдохнуть, расслабиться и посмеяться от души. И зачем этим людям «изысканные» комедии Теренция в которых минимум комичных моментов? Им не нужна ваша структура, уж простите, и Теренций знал что нужно народу, он просто не смог ему этого дать.
И давайте вернёмся к «Евнуху», не нужно преувеличивать, его ставили на двух ближайших праздниках подряд, а не в один день.

Первый: «Даже если на двух праздниках подряд, это ли не признание?
Если говорить о признании, вы только что признались в своём безвкусии. Обычный вольноотпущенник оказался эстетичнее вас. Его комедии переполнены юмором, но вы его не поймёте. Вы не способны получать удовольствие от стиля, от разнообразия и сочетания стихотворных размеров. Вам подавай пошлость и грязь, ведь это так смешно в ваших кругах.
Ох, вы посмотрите на время, уже очень поздно, давайте отложим наш разговор и дадим возможность подискутировать читателям.

Второй: И правда, так и поступим, быть может они разбираются в этой области лучше нас и мы как умные люди внемлем их мудрым мыслям.

Благодарю Julia_cherry за совет. Хоть я и просрочил, но все же прочитал.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!