Больше рецензий

12 марта 2017 г. 15:01

51

4

Мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу, зачем вообще читать ее? Скажешь, что это может сделать нас счастливыми? Бог мой, да мы были бы столько же счастливы, если бы вообще не имели книг; книги, которые делают нас счастливыми, могли бы мы с легкостью написать и сами. На самом же деле нужны нам книги, которые поражают, как самое страшное из несчастий, как смерть кого-то, кого мы любим больше себя, как сознание, что мы изгнаны в леса, подальше от людей, как самоубийство. Книга должна быть топором, способным разрубить замерзшее озеро внутри нас. Я в это верю (с) Франц Кафка

Не могу не согласиться с Кафкой. Такие книги - настоящее сокровище для читателя. При том только условии, что подобное чтение будет строго дозированным в зависимости от потребностей того, кто к подобной литературе обращается. У меня вот, например, то ли возникла передозировка глубокими психологическими драмами, то ли дебютный роман моей любимой Майгуль Аксельссон действительно не похож на остальные ее книги, покорившие меня... Но что-то с "Дорогой в ад", также известной как "Вдали от Нифльхейма" определенно не так.

Я люблю тяжелые книги, которые могут придавить эмоционально, вызывают эмоции, затрагивают неудобные темы и бередят казалось бы давно зажившие раны. Те, которые обнажают брутальность мира, мрачные и животные инстинкты, которые дремлят в сознаии человека разумного. Книги, которые не оставляют равнодушными. Они - как своеобразная терапия, очищающая и позволяющая посмотреть на реальность под другим углом. И Майгуль Аксельссон пишет именно такие книги. Для меня она вне конкуренции. Красивый и богатый язык, въедливые наблюдения, великолепные психологические портреты героев... А те трудные эмоционально темы, которые она поднимает, только выигрывают от скандинавской лаконичности.

На этот раз нам предстоит познакомиться с Сесилией, сотрудницей шведского посольства. Сюжет охватывает два периода ее жизни - в настоящем она сидит у постели умирающей матери, а мысли ее витают на Филиппинах, где ей довелось поработать и пережить извержение вулкана Пинатубо. Однако события, которые разыгрались в засыпанной пеплом маленькой безымянной деревне нанесли Сесили глубокую травму, а страшные воспоминания и лица умерших неустанно ее преследуют, не позволяя забыть кошмар многолетней давности.

Аксельссон затрагивает такие важные темы, как влияние детских лет на формирование личности, важность семьи в этом процессе, распад семьи, одиночество... Стерильно чистая и благополучная Швеция, оазис высоко развитой социальной политики, в лоб сталкивается с убожеством стран третьего мира, где судьба человека зависит от цвета кожи. И Сесилия болезненно переживает чувство вины, от которого там не могут быть свободны канос.

Очень крепкий роман, цепляющий, но в то же время очень неприятный. Хорошая книга, которая непременно должна читаться в соответствующем настроении. Я вот за нее взялась в неподходящий момент и только поэтому Аксельссон получает вместо привычной пятерки - только четыре балла. Но это не означает, что книга хуже "Апрельской ведьмы", например, или какой-то другой ее книги. Просто мне она попалась не в тот момент.

#Lingua Turris. Тур №6. Башня 2
#Спаси книгу - напиши рецензию. Тур №55