Больше рецензий

15 марта 2017 г. 16:21

577

1

Не раз слышала, как Бальзака величают «знатоком женской души», и попробовала лично проверить справедливость этого утверждения. Начать решила вот с таких небольших повестей. Ну что могу сказать... Это произведение — первое и последнее, что я читала у данного писателя.

Я так понимаю, повесть должна была показать обреченность неравных браков, но на деле вышло нечто другое. Главная героиня — дочь торговца, вышедшая замуж за художника, который, разумеется, начал ходить налево спустя некоторое время совместной жизни. Творческая личность, и добавить нечего. И что же делает автор? Он обвиняет в сложившейся ситуации Августину. Это, оказывается, не Теодор гуляка и изменник, а она такая глупая и необразованная, не смогла заинтересовать супруга и удержать его возле себя. Да, Августина действительно не получила должного образования в свое время, но у нее доброе, любящее сердце, она целиком и полностью предана своему избраннику. А главное, в дальнейшем она стала активно заниматься самообразованием и сделалась вполне интересной, развитой личностью. И даже тогда она не угодила мужу. Это уже в нем проблема, а не в ней. Он упорно продолжал видеть в жене одни недостатки, не замечая хороших качеств, что характеризует его не с самой лучшей стороны. Дело дошло до того, что его стала раздражать верность супруги, о чем тут говорить можно. И кого автор продолжал винить во всех грехах? Августину, конечно же. В адрес Теодора не было высказано ни одного упрека. У этого писателя явно какая-то неприязнь к созданной им героине, потому как на протяжении всего повествования он всячески унижает и высмеивает ее, предъявляет к ней самые нелепые претензии, какие только можно выдумать. Было довольно мерзко все это читать. Я понимаю, чем Августина не угодила автору: своей естественностью, скромностью и искренностью. Она не умела кокетничать и заигрывать с мужчинами. Она не хотела жить во лжи и притворстве и потому отвергла предложенную ей извращенную модель брака. Словом, она была нормальным, простым человеком, совсем не похожим на герцогиню и прочих дамочек из светского общества, которые здесь так расхваливаются и возвышаются. Видимо, у автора свои представления о том, какой должна быть женщина. Нет, такие «знатоки» не нужны.

Одним словом, рассказ вызвал лишь отвращение. Для меня совершенно неприемлемо, когда авторы беспричинно втаптывают своих героев в грязь. Я также не люблю, когда в пример ставятся совсем не те личности. Вывод: нужно меньше слушать хвалебные оды и искать писателя по себе.

Комментарии


Вот это точно. Бальзак не ваш писатель. Простите, но ваши суждения о замечательном рассказе Дом кошки, играющей в мяч, сродни оценке поступков соседки по лестничной клетке. Бальзак никого не осуждает, он описывает историю, которая могла произойти в Париже, так как после революции все сословия перемешались и бывшие дворяне, уцелевшие от гнева народного, обратили свои взоры к торговому люду. Это все естественно, такие же события происходили и в России после отмены крепостного права. Вспомните пьесы Островского, такие, как например Бешеные деньги, Светит да не греет, или же Женитьба Белугина. В них сюжет как раз и закручивается вокруг того, что купцы хотят породниться с дворянством, но это чаще всего бывает или смешной союз или же страдания двух сторон от несовместимости интересов.
Августина виновата в том, что вовремя, последовав совету родителей, не развелась с мужем. Родители Августины больше всего виноваты в создавшейся ситуации. Из-за своей узколобости и ограниченности, они не разглядели той пропасти, в которую постепенно опускалась их дочь. Теодор - не виноват. Он не мог любить хорошенькую, но глупенькую и наивную мещаночку больше полутора лет. Это понятно и объяснимо. У них ничего не было общего и говорить им было не о чем. Теодор умнее и образованнее своей жены. А она жертва. В то время женщины, выходя замуж, действительно меняли свою судьбу. Августина поставила не на ту лошадь и проиграла жизнь.


Почему кто-то обязательно должен быть виноват?
Это столкновение разных характеров, разных миров, разных людей.
Оно было неизбежно настолько же, насколько неизбежен печальный финал.