Больше рецензий

15 марта 2017 г. 18:23

708

0 Эмиль Габорио "Дело вдовы Леруж"

"Дело вдовы Леруж" написано в 1866 году и является ярким примером "полицейского романа", завоевывавшего все новых и новых почитателей , особенно после выхода в свет новеллы Эдгара По "Убийство на улице Морг".

Какие раньше писали письма! Как много потеряли современные девушки, получающие по мобильному телефону одно слово и кругленькую довольную ухмыляющуюся рожицу колобка, сумевшего чудом избежать зубов лисицы. Немножко напыщенные, многословные, все немножко “чересчур”, но по своему милые, прекрасные и задушевные. Прогресс - это прекрасно, я за него обеими руками. Но чем плохо желание выразить все нюансы своих чувств к другому человеку, находя для этого в себе слова и мысли, о которых ранее не подозревал, нащупывая в себе такие струны души, что впору удивляться:” Я ли это?” и современная краткость:”Я тебя хочу”. Да, краткость сестра таланта, но не до убогости же..
“Дело вдовы Леруж” не детективная история, это история любовных страстей с криминально- детективным уклоном мужчин знатного семейства на протяжении двух поколений, страстей такого накала, что нарушение всех мыслимых и немыслимых божеских и человеческих законов воспринимается лишь как возложение очередного дара на алтарь любви.
История начинается с графа Рето де Коммарен, отца Альбера и Ноэля, влюбившегося в простую кружевницу и не посмевшего открыто восстать ради своей любви против своей семьи, требовавшего от него выполнения условностей и соблюдения приличий высшего света ради чести своей знатной фамилии и пустившегося в тайные махинации как простой изворотливый лавочник. Этому способствовало все: деньги, положение, слуги, способные на все ради своего господина. Двадцать лет хранить тайну и даже не попытаться узнать про судьбу своего сына? Такое бессердечие и ненависть к ни в чем не повинному дитя трудно осмыслить!
Сын Ноэль по характеру не отличается от своего отца: безудержность в любовных делах, наличие воли и упорства, чтобы соблюдать светские и человеческие приличия, хитрый и изворотливый ум и беспринципность в достижении своей цели- сохранить возле себя предмет своего обожания. Случайное открытие имени своего знатного и богатого отца и наличие сводного брата привело не к радости от воссоединения со своей семьей, а к ненависти от потерянных возможностях использования положения отца и его богатства, определило его цель: любой ценой поскорее занять свое новое место и поднять свою пассию на новую, ей и не снившуюся, высоту. Автор постепенно, от диалога к диалогу, открывает читателю истинную сущность Ноэля, от очень лестных в начале до полной душевной деградации в конце произведения.
Сын Альбер по сути является божьей пташкой на ветвях родословного древа рода де Коммаренов, не имеющего никаких обязанностей, кроме светских, тем не менее проявившего мужество и упорство открыто выступить против домашней тирании отца- графа, не скатываясь в омут тайных интриг, ради возможности жениться на любимой девушке Клер, ответившей ему взаимностью.
Любовь судебного следователя Дюбарона к Клер образовало новое ядро любовных страстей в придачу к уже двум имеющимся: граф Рето- мадам Жерди и Ноэль -Жюльета, не позволяя читателям расслабляться.Получив отказ от предмета своей страстной любви, Дюбарон пошел путем, свойственный всем особям мужского пола со времен неандертальцев и кроманьонцев: убрать с дороги своего противника. Великая ему честь и хвала,что справился со своим мстительным порывом в последний момент, не дал пролиться крови более удачливому сопернику и не вовлек в губительный водоворот страданий любимых и близких. Занявшись делом вдовы Леруж, следователь снова окунулся в страдания от вновь открывшихся душевных ран при имени своего соперника, а теперь еще и главного подозреваемого, теперь к ним еще добавились мучительные переживания профессионального характера. Перед судебным следователем было два пути: отомстить, прикрываясь именем закона, самому оставаясь в безопасности, или, спасая честь своей любимой, скрыть все найденные улики, направленные против Альбера де Коммарена, и пойти по ложному пути вслед за начальником полиции, пятная честь мундира. Описывая страдания Дюбарона, автор сформулировал своего рода “кодекс чести служителей закона.” Следователь честно пытался им следовать, но... “плоть слаба”...И слепо поверил в скороспелые выводы сыщика Табаре, обвинившего Альбера в убийстве, который в свою очередь слепо верил в благородство Ноэля, внося неразбериху в расследование. А если бы Табаре не проявил упорства в стремлении исправить свою ошибку, найдя истинного убийцу, если бы начальник полиции Жевроль не проявил профессионализм и не нашел мужа вдовы, наказание понес бы невиновный. Автор на примере показал, что слепая вера кому- нибудь или чему-нибудь во время проведения следственных мероприятий может привести к непоправимый беде. Правило, которое соблюдается в наши дни: хирург не имеет право оперировать близких, следователь не имеет право расследовать дела родных и знакомых.
Детективную нагрузку в основном несет на своих плечах привлекательнейший из всех сыщиков Табаре. Вот уж кто является истинным героем! Дедуля из плоти и крови, по юношески увлекающийся и ошибающийся, тщеславный и хвастливый, но неподкупный, великодушный и щедрый при невзрачной внешности, хотя и прикрывает подчас эти свои человеческие слабости ложной скромностью и показным самоуничижением, поражающий своих коллег дедуктивными выводами:"Человек этот еще молод, роста немного выше среднего, изящно одетый. В тот вечер на нем был цилиндр, в руках зонтик; он курил гаванские сигары, причем с мундштуком". К сожалению, автор представил его нам шестидесятилетним, на закате своей карьеры, и в последующих произведениях фигурирует сыщик Лекок, считающий Табаре своим учителем.
Колоритной фигурой появляется в конце романа старый моряк Пьер Леруж, якобы умерший муж мнимой вдовы Леруж, которого автор сделал неучтенным вектором силы, разрушившим все замыслы старого графа, и показания которого позволили найти убийцу.
Если Вам нравится “Сага о Форсайтах”, если Вас интересуют тайны человеческих жизней, обязательно прочитайте роман Эмиля Габорио “Дело вдовы Леруж”, не пожалеете.
VladimirPetrov838

Эмиль Габорио "Дело вдовы Леруж".