Больше рецензий

Targos

Эксперт

Очень вредный критик

3 июля 2017 г. 21:34

410

3 Книга о жизни, пьеса о семье...

Довольно сложно написать рецензию на книгу, которую трудно назвать сильной или слабой, объём ограничен страницами, а действия диалогами. Перед нами произведение Нагиба Махфуза, лауреата Нобелевской премии по литературе. Чудесно. А аннотация какая заманчивая. Всё бы хорошо, только вот если...

Вообще не так часто встретишь литературный текст, в котором одно и тоже событие раскрывается глазами сразу 4-ёх людей. Не хочу сильно спойлерить, поэтому в рецензии обойдусь краткими перечислениями некоторых событий.

"Торжество возвышенного" - название пьесы, написанной одним из персонажей, юношей Аббасом, в которой он раскрыл свои личные и жизненные переживания, впечатления, трагедию, происходящие в его семье. Все события до и после постановки этого труда и описываются нам со стороны 4-ёх людей: Тарик Рамадан (актёр театра); Карам Юнес (отец автора); Халима аль-Кабш (мать); и собственно сам автор Аббас Карам Юнес. Пусть имена не смущают, там запутаться в них сложно, так как персонажей мало. К ним добавляется, режиссёр, директор Сархан аль-Хиляли, дядя, актриса Тахия и бармен и ещё парочка-троечка лиц. Ситуация такая:

Тарик Рамадан: его версия трактовки событий похожа на какой то триллер, где жестоко была погублена девушка, которую увели у него из под носа. Да ни кто иной, как автор пьесы. Ему около 50, актёрские способности не ахти, вечно вторые роли. Любит алкоголь, но все его терпят. Самое противное, что вечно начинает со своим недовольством и требованием возмездия лезть куда угодно и к кому угодно...Возмущение об исчезновении Аббаса и записка...

Карам Юнес: самый отвратительный персонаж всей книги. Самодур, корчащий себя пупком земли. Жестоко эксплуатирующий жену, не переваривающий своего собственного сына. Раньше работал суфлёром в театре. Мало того, что подсел на опиум, его затея с карточными азартными играми в собственном доме (чтобы поправить и без того ужасное финансовое положение) приводит его самого и жену за решётку, в чём винит сына. После освобождения открывает торговую лавочку, но становится ещё больше озлобленным. Оскорбляя и издеваясь над женой...

Халима аль-Кабш: её версия по своему трогательна и грустна, но и противоречива. Рассказывается о её тяжёлой жизни, необходимости работать, знакомстве с будущим мужем Карамом, по началу уважительными отношениями, превратившиеся в сущий ад. О сильной любви к сыну, которого называет ангелочком. О работе в театре билетершей. О страшном поступке, где она переспала с директором, чтобы получить вакансию. О эксплуатации в прислуживании во время карточных игр. О вере в сына и шоке, полученном после записки о планируемом самоубийстве.

Аббас Карам Юнес: его версия самая рациональная, но от этого не легче, так как рискует вызвать отвращение у читателя Его детство. Вера в силу драматургии. Мечта написать пьесу, но отрицание денег (он идеалист, а для них деньги зло, учитывая, что семья сводит концы с концами). Знакомство с квартирантом Тариком, (другом отца, тот самый...) позже возмущение о том, что актёр приводит невесту Тахию к себе в комнату (учитывая, что дом 2-ух этажный становится как то сомнительно, чем они могли помешать). Игорные страсти, происходившие у них. Но самое страшное - поступки матери, готовый лечь, а точнее ублажить любого из гостей, в прямом похабном смысле этого слова. Его любовь к Тахии, их семья с ребёнком. Горе, которое пришлось пережить, триумф пьесы, безденежье, подготовка к самоубийству и....

Персонажи все вышли отвратительными, надменными и слабыми. Злыми и заинтересованными в личной выгоде. Бессердечными и самолюбивыми. Если трактовать все 4-е версии, то смело можно нарисовать свою, 5-ую. И она ужасна. Кто то мечтает о лаврах, а другой о личной свободе и чистоте дома. Другая, просто разбаловала своё чадо, а.а.а. Один дурдом. Так можно критиковать каждого. Но эта грязь неприятна лично мне.

Главные темы улавливаются в этой книге: это бедность, разрушение семьи, строгое правительство, возможность получить своё через постель и прочее... К сожалению это актуально и сегодня в мире. И видимо, так будет всегда. Как этого избежать намёков нет. Но книга получила тройку не за это. Мало описаний, много диалогов с повтором слов, помогают точнее нарисовать картину происходящего. Только вот, как то всё это не естественно. Я не ждал какой то красивой речи, но всё написано сухим и техническим языком. Интереса при чтении от этого не возникает. К сожалению не хватило и описаний Каира. Всего по нескольку предложений от каждого, а ведь такой сказочный город... Если хотите для себя открыть египетскую литературу XX века, то для ознакомления сгодится. Но не более. И берегите своих близких.

Книга прочитана в рамках Лампомоба 2017 10/40 Большое спасибо за совет Soerca . Идея у книги хорошая, но чего то не хватило...