Больше рецензий

5 июля 2017 г. 13:50

420

4

Полмесяца уже как прочитала книгу, а отзыв написать все не доходили руки.
Итак... помня, что написано это произведение было тучу лет назад, то судить слишком строго, рассматривая на фоне современного фэнтази, не стоит. Я бы не назвала книгу скучной, но залпом прочитать ее у меня просто не выходило. Поэтому мусолила ее целый месяц.
Автор с самого начала замахнулся на многоходовочку(оттого-то так и тяжело читать). Фактически перед нами находиться мозайка или головоломка и мы начинаем с самых концов, собирая и подбирая детали. Сначала кажется, что разные куски между собой не связанны и что-то явно лишнее, чего-то недостает и от этого становиться скучно (ну конечно! собрать маленький пазл легче, чем огромный и многогранный), но чем дальше читаешь книгу, тем больше связей-пазлов обнаруживаешь. История крутиться не только вокруг одного-двух героев, к чему мы привыкли сейчас, а вокруг целой кучи самостоятельных личностей со своими разными целями, сюжетами и жизненными путями. Даже второстепенные персонажи имеют свое значение и свою цель в книге. Постепенно их истории - сначала отдаленно, а потом уже более вплотную - переплетаются, открывая нам большую часть картины. Но в этой книге еще не всю. Так что советую запастись терпением тем, кто взялся за Ученика Пекаря.
Одна из вещей, что бросилась в глаза при чтении - одни и те же локации. Замок с его подлокациями (покои Лорда Мейбора и его места встреч с наемниками; покои, лаборатории и тайные ходы Баралиса; покои Королевы и т.д.), лес рядом с замком, по которому на протяжении большей части книги будут гонять Джека и Меллиандру, город Рорн(где обитает архиепископ Тавалиск, где часть книги пребывает рыцарь Таул) и домик старика Бевлина, откуда начинается повествование книги. Конечно, в книге есть и другие места, но чаще всего герои пребывают там один раз и более не возвращаются. В каком-то смысле это утомляло, хотя бы с того, что Джеку и Мелли никак не получалось покинуть те места и их постоянно закидывало обратно, то в лес, то в замок и т.д. А с другой стороны, в голове достаточно детально сложился образ локаций, открывавшихся снова и снова с новых сторон.
Вторая вещь, которая приятно грела душу - реализм. Как и персонажей, так и истории. То есть... даже открыв свои способности, Джек тут же не превратился в супер-мага, который раскатывает врагов, как пластилин по столу. Он не умеет контролировать свои силы и их использование очень сильно выматывают его, что на восстановление порой уходит больше суток. На него не сваливаются учителя, жаждущие обучить его пользоваться магией. И его все равно ловят обычные наемники, скручивают и привозят обратно. Милая Мелли, выросшая в замке и привыкшая полагаться на имя отца, преисполненная целеустремлением сбежать из замка, чтобы не выходить замуж за принца. Да, она этого добилась... но какой ценой? Ее ограбили в первый же день, чуть не изнасиловали при первой поимке наемниками, чуть не сделали проституткой и высекли на площади, обвинив в воровстве, после чего девушка была схвачена уже окончательно наемниками, как и Джек, возвращена в замок (ну почти). В общем, персонажи не прыгают выше своей головы. Нет у них какой-то сверх-удачи, с помощью которой получается выпутаться из любой передряги и верных спутников себе приобрести. Мир это не детская песочница, то что прекрасно демонстрирует нам автор. За все свои ошибки, неудачи и промахи, за свое не знание мира, за свои решения - нужно платить и чаще всего не малую цену. Так происходит не только с ними(Джеком и Мелли) - со многими персонажами.
Ну и третье, взгляды на происходящее с разных сторон. Это дает трезво оценить поступки героев, понять их мотивации, мысли и насколько порой они могут быть мелочны или наивны, оценить саму историю, найти новые кусочки мозайки и понимание, так же не дает принимать сторону только кого-то одного, ибо правда у каждого своя.
Книга эта совсем не простая. Но и не скучная. Чем дальше продвигаешься, тем сильнее погружаешься в историю и больше начинаешь понимать, догадываться. Тем больше открывается для тебя эта глубокая и сложная история.