Больше рецензий

ilarria

Эксперт

допотопный книжный червь вымирающей породы

12 сентября 2017 г. 19:05

467

4

После прочтения "На Верхней Масловке" нелегко писать отзыв. Что-то так сильно "зацепило", роман "держит"...
Пересказывать сюжет? Он несложен, даже прост. Описывать героев? Лучше еще раз вернуться к произведению - образы героев очень яркие, неповторимые, и описание их характеров, повадок, действий покажутся невзрачными... Поэтому книгу стоит читать, а сумбурный отзыв это как глубококопание в невидимых посылах автора читателю.

О чем, собственно, роман? Он - о жизни. Мы окунаемся в типичную атмосферу жизни творческих людей, не подчиняющимся законам обыкновенной жизни. Здесь совместное сосуществование (а по-другому со стороны и не скажешь) скульптора Анны Борисовны 95-ти лет и театроведа Петра Авдеевича под крышей одной квартиры, мастерской, в которой двери почти не закрываются из-за посетителей, друзей, учеников и мастеров. Жизнь свела их давно, еще пятнадцать лет назад, и с тех пор, Петр, не имея своего собственного жилья, живет с ней, ухаживает за ней, "обстирывает" и готовит, одним словом, ведет хозяйство, совмещая при этом черную работу в мастерской...но все это фон. Их взаимоотношения удивят любого.

Два достойных друг друга комедианта, думала она раздраженно. Страсти-мордасти. Оба жить не могут без ежедневных воплей и убийств. Привыкли. Климат такой, среда обитания… Однако как верно подобрала судьба этих людей, как точно притерла друг к другу, пригнала, словно хороший столяр. Парочка на загляденье, даром что родились в разных столетьях…

Что объединяет этих странных людей? Две совершенно противоположные личности: энергичная, полная трезвости ума, страстно любящая жизнь Анна Борисовна, возраста матери Петра, постоянно брызжет змеиным ядом, кусает больно, с издевкой обращается с этим слабым, обидчивым и обиженным на жизнь, заносчивым, но в то же время неуверенным в себе, "нервно истощенным", несколько неуравновешенным "самострадальцем" Петром. Зачем он терпит это?

— Ты маньяк, мальчик. Ты жалкая прачка, — ответила она презрительно. — Это платье можно носить еще два года без ущерба для окружающих.


— Он нахал, — упрямо повторила она. — А ты болван.



Ради квартиры? Нет!

— Остановитесь! — сказал он тихо. — Я доскажу за вас, — шагнул к ней, глядя светлыми, неподвижными от ненависти глазами. — Пятнадцать лет назад вы подобрали и пригрели голодного общежитского щенка. Вы дали ему крышу над головой, привили вкус к живописи, литературе, театру — к искусству! Вы обучили его, вы развили его душу, и главное — главное, частенько попросту кормили его, со-дер-жа-ли! Например, последние месяцы вы его содержите, этого бессовестного тунеядца, не получая взамен никакой благодарности. И вот теперь этот щенок, выросший за пятнадцать лет в шелудивого пса, смеет что-то тявкать о справедливости! Вам — высокому образцу добродетелей и талантов — о справедливости! Ведь так? Ведь вы это собирались сказать? Говорите. Скажите наконец все, и довольно. Но предупреждаю: на этот раз я уйду навсегда! Итак: вы именно это собирались сейчас сказать?!


Они не могут жить друг без друга, и как мы видим из романа, любая разлука приводит обоих в жизненные тупики...

Старуха же измывалась и топтала пятнадцать лет, кромсала и плевала, но, трясясь от ненависти, сотни раз изнывая от жгучего желания задушить ее, он чувствовал смертельно натянутую, тугую и крепкую, как витой шнур, нить, что связывала их души.

Это один из редких случаев в ненавязчивых отношениях (не дружба и не любовь), когда двое всецело дополняют друг друга, уравновешивают. Сильные притягивают к себе слабых. Тот, кто любит жизнь, обладает огромнейшей энергией, служит невероятной "подпиткой" тем, кто с жизнью не в ладах, кто обижен на жизнь. А тех положительных свойств, которых не имеет старуха, есть у любимого ею Петра. Так, Анна Борисовна дает силы Петру, и он живет своей самоотверженной "нужностью" своеобразной старухи. Да, он мучается, ему тяжело с ней, но когда она умирает, жизнь Петра теряет смысл.

— Пятнадцать лет бок о бок я существовал с самой Искренностью… Вы знаете, что постоянная искренность — очень редкое явление в жизни? Анна Борисовна была искренна в каждом слове. Для близких это мучительно, невыносимо. Пятнадцать лет меня обдавало печным жаром правды. Естественно, что из этой длительной, болезненной процедуры я вышел в несколько помятом и обугленном виде… Старая ведьма владела огнивом жизни… Я — одураченный солдат, которого ведьма обвела вокруг пальца…Пятнадцать лет назад я счастлив был выметать мусор из этой мастерской, лишь бы жить подле нее, слушать ее. Я был околдован…

Вся сила и глубина романа - в диалогах Анны Борисовны, Петра Авдеевича, Матвея и Нины и мелких деталях их прошлого и настоящего, которые так умело и необыкновенно получилось обрисовать писательским пером Дины Рубиной. А образ старухи уникален и неповторим, и чтобы понять мотивы ее действий, ее отношения к близким родственникам, Пете, друзьям, почему она так обращалась с ними, лучше прочитать сам роман, где так подробно описаны ее предсмертные мысли.