Больше рецензий

10 октября 2017 г. 01:21

573

3.5

Лекции "О назначении учёного" вполне соответствуют духу философии Фихте; даже скорее явно вытекают из неё. В них он высказывается об идеале изначального равенств, развития как необходимой цели человеческого существования, интеллектуальной взаимопомощи, что в конце концов должно привести к возникновению правильного общества - что-то наподобие идеального государства Платона, только у Фихте философами должны быть в конечном счёте абсолютно все. Это должно стать целью человечества, но не абстрактной идеей блага; у Фихте, который был учеником Канта, именно практический разум имел приоритетное значение, практический разум как разум, движущий общество вперёд, к цели, познающий и действующий. Познание стало возможным, потому как Фихте отказывается от трансценденции "вещи в себе" в пользу целеполагания, где деятельность становится началом бытия. На мой взгляд, это очень последовательное воплощение диалектики противоречий: совершенно абстрактная философская система, для иллюстрации которой даже сам автор затрудняется подобрать примеры, на практике разворачивается в деятельный замысел социального благоустройства. Вот уж действительно: синтез противоречий.