Больше рецензий

3 мая 2008 г. 22:51

551

5

Искусно написанные романы о событиях давно канувших в лету – это нечто. Именно так: исторические романы должны быть, в первую очередь, написаны красивым литературным языком, витиеватым, кринолиновым...
По мне, так описывать действия, происходившие в средние века скудным слогом Уэльбека или Эрленда Лу, это так же смешно и нелепо, как вкладывать в уста современной молодёжи правильный, отточенный литературный язык.

К моему удивлению и некому недоумению, открыв роман Филиппы Грегори «Еще одна из рода Болейн», я не обнаружила столь ожидаемого мною «кринолинового» слога.
Повествование ведется от лица Марии – младшей из двух сестер Болейн, молоденькой, наивной и ничего не понимающей в жизни девочки. Её образу слог вполне соответствует – такой же непривередливый и простой. И всё же, всё же… так хотелось литературных загогулин.
Однако, со временем я втянулась в стиль повествования, и уже с удовольствием отмечала, как менялся и взрослел язык рассказчицы вместе с тем, как развивался образ её самой, как менялась её жизнь.

В центре истории – две женщины (пусть по возрасту их сложно отнести именно к женщинам, но слишком взрослой и сложной была их жизнь, чтобы называть их девушками, или даже девчонками).
Сёстры, подруги, сообщницы, соперницы, враги.
Женщины, которые были в обществе сильных мира сего, и ставки их собственных жизней, их игр и эмоций были всегда высоки – от их улыбок, сказанных в сердцах слов, мыслей зависели не только их истории, но и судьбы многих людей, общества, и главное – трона могущественной страны. А ведь на самом деле они были обычными людьми, такими же, как мы сейчас являемся. Им не были чужды переживания, эмоции, желания.

Каждая из них яркий пример современных женских образов.
Одна – средневековая домохозяйка, мечтающая о нежной любви, запахах фермы и рыбалки, куче детей вокруг, и доме вдали от мирской суеты и дворцовых переворотов. В душе она восхищается королевой Англии – её образованностью, мудростью, стойкостью и смелостью, но она никогда не хотела и не захочет занять её место. Вторая – средневековая карьеристка, которая готова играть на износ, привыкла быть лучшей и нравится всем, которая готова на всё возможное и невозможное, чтобы добиться желаемого; мораль – не для неё, она готова на всё, чтобы стать королевой. Но, когда никто не видит, она бессильно лежит на кровати, смотря в одну точку и чувствуя, как под глазами разрастаются синяки усталости от вечной игры – но Бог ей свидетель, она не прекратит этого никогда.

Это действительно история о людях, обычных – какими бы недостижимыми они не казались. Она интересна, насыщена, движется по страницам в виде восходящего графика с критическими точками, в которых вздрагиваешь и предвкушаешь продолжение, необычный поворот – кровожадность той эпохи проникает в кровь. Несмотря на это, ты не можешь в подобные моменты не сострадать и не посочувствовать героям, в жизни которых произошли очередные перемены. Чуть слышно хмыкаешь себе под нос с жалостью за них – они всего лишь люди, и ты можешь их понять.

Но книга не только об этом. Она - обо всём. Простые и сложные человеческие чувства, интриги, выбор и его последствия, трагедии личные и масштаба большой страны, яркие образы, вызывающие разные эмоции – от восхищения до раздраженности – целая настоящая жизнь, о которой увлекательно читать.

И жутко обидно, когда 750 страниц заканчиваются: хочется прочитать снова - как в первый раз.

Комментарии


я наоборот радовался отсутствию этих литературных загогулин в духе гюговских описаний дворца или портрета на тридцать страниц.