29 ноября 2017 г. 14:58

1K

5

Нечасто книга вызывает в душе бурю контрастных чувств – от тоски по прошедшему до облегчения, что все закончилась, от нелепого, возбужденного веселья до тихой, бессильной грусти. Именно такие ощущения появились в моем сердце, сознании, после прочтения книги Леонида Юзефовича «Журавли и карлики».
Повествование разворачивается по принципу сказки о бессмертии и смерти: игла в яйце, яйцо в утке, утка в ларце, ларец на дереве, а где дерево не известно. Или может быть известно? Может быть это дерево – история нашего народа, страны, которая в книге разворачивается в трех параллельных временных «вселенных»: «бунташный» XVII век, нелепо- растерянный 1993 год и 2004 год – олицетворение несбывшихся надежд о покое и сытой жизни. И три главных героя – олицетворение этих эпох, надежд и чаяний.
В XVII веке, в атмосфере интриг и неустроенности, как последствий Смутного времени, появляется типичный для того времени герой – самозванец и мошенник Тимофей Анкундинов, человек авантюрного склада, ловкий и удачливый, но не настолько, что бы избежать разоблачения. Его стремление «жить красиво», махинации, нечестность, приводят к необходимости бежать за границу, а ловкость и смелость дают возможность осуществить этот план. Так начинается долгое путешествие по королевским дворам Европы, от Украины и Италии, от Османской империи и Северной Европы. И везде его принимают, так как представляется наш герой сыном царя Василия Шуйского. Верят ли ему - нам не ведомо, но использовать хотят все, ведь какая разница кого дергать за веревочки. Но наш Тимофей не безропотная жертва, он использует в своих целях тех, кто задумал его использовать – «сильных мира сего». Он втирается к ним в доверие, предстает перед ними таким, каким они хотят его видеть, говорит то, что они хотят слышать. Его талант перевоплощения, незаурядный ум и природный артистизм не может не вызвать восхищение. И вот, ты уже проникся симпатией к этому ловкачу и пройдохе, и уже переживаешь – а сможет ли он «выйти сухим» из очередной переделки? А главное его уверенность, что ничего плохого он не делает, что вечная война журавлей и карликов – есть оправдание всему. При таком раскладе вещей, где же место нашего героя? Место – где было бы тепло, удобно, сытно и мирно. Ну конечно на стороне, которая одержит победу в этой битве. Но в том и незадача, что «карлики знают, что как бы храбро не сражались они на весенней брани, ратное счастье никогда не будет на их стороне. То же самое журавлям ведомо об осенней сечи». Вот и мечется наш герой по Европе, ищет местечко, где можно скрыться от этих бурь, меняет личины, вероисповедания.
Таким предстает перед нами Тимофей Анкундинов в рассказе сороколетнего журналиста Шубина, живущего в голодной и неустроенной Москве 1993 года. Именно его глазами мы видим людей того времени, которые пытаются приспособиться к новому миру: и маленького скрипача «смычком зарабатывающего себе на хлеб» и милиционеров, «шныряющих с таким видом, что если бы не форма, их можно было бы принять за мошенников». А что же Шубин? Он тоже пытается выжить, хватается за любую работу, радуется малейшей возможности, даже такой мифической и безнадежной, как поиск бумажника с долларами. Его жизнь - это картинки из 90-х, до боли знакомые тем, кто пережил эти годы, не желая изменять самому себе.
Как противоположность Шубина прописан другой герой «постперестроечного» времени – геолог Жохов, ни то мошенник, ни то неудачливый предприниматель, который пытается продать все, от сахара до металла. Он чувствует, что наступил момент, когда можно быстро получить все блага мира, и для этого он готов на многое. Его оправдывает только то, что об этом он думает как о возможности обеспечить не только себя, но и прежде всего тех людей, кто ему дорог. Он тоже в определенных обстоятельствах примеряет маску самозванца, но в отличие от Анкундинова терпит неудачу, за неудачей. Его активность не приносит желаемых плодов, зато приносит новые встречи. Судьба его сводит с бандитами, которые такие же потерянные в этом «новом» мире и вызывают скорее брезгливость, чем страх, с матерью – одиночкой, которая мечтает о тихом, защищенном мирке, но ее мечты тщетны. История 1993 года обрывается исчезновением Жохова после небезызвестных исторических событий.
И среди всего этого хаоса времени как островки относительного спокойствия события, разворачивающиеся в 2004 году. Монголия предстает перед нами как некий противовес бурной России. Страна, которая не отвергала своего прошлого, своей истории и культуры ни в какие времена. Ни богатство, а именно мир и гармонию здесь ценят больше всего. Хотя и здесь появляются ростки «цивилизации», «рыночных отношений» в лице мелкого предпринимателя Баатара. Именно в этой стране происходит последняя встреча Шубина и Жохова, как итог их стремлений и чаяний.
Так что же в итоге? Зачем все это? В чем смысл сравнения Монголии и России?
Может быть – мы как те самозванцы, мечемся по жизни, пытаемся взять от нее все лучшее, «сытое», но не достигаем желаемого. А жители той далекой страны шли своей тяжелой дорогой и какие бы ветра не дули из вне, не меняли свой путь. Может быть в этом смысл? Недаром жирной точкой в конце повествования поставлена легенда о трех братьев, искавших счастье по всему миру и решивших, что счастье - это не успех в жизни, а «скакать на коне по родной степи».

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!