Больше рецензий

inoy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 ноября 2017 г. 17:20

814

4

Автор задался целью встряхнуть современных христиан и доказать им, что в миру можно молиться. Вообще-то христиане и сами это знают, но молиться никто не хочет. Понятное дело, ведь чтобы молиться, надо еще верить в Бога, у нас же вера нерегулярная, когда приспичит - верим и свечки ставим, а когда все хорошо – чего зря время терять? Приходите, короче, на сеновал…

Однако, автор своей цели добивается с завидной настойчивостью. Помимо текста известного трактата архиепископа Антония Голынского о молитве, автор собрал множество примеров того, как обычные христиане достигали высоких степеней молитвы и всю жизнь трудились в ней. Действительно целый ряд святых, вроде свт. Григория Паламы, свт. Феофана Затворника, оптинских старцев, св. Алексия Мечева и прочих, утверждает, что молиться надо везде и на всяком месте. Без молитвы нет преуспеяния, духовного роста и очищения от страстей. Из этого следует целый ряд стандартных наставлений:

- Можно и в толпе пребывать как в пустыне;
- Когда некуда бежать, беги в свое сердце и будет там тебе пустыня!
- И, вообще, хорошо иметь свой собственный монастырь в миру! (Это когда живешь в миру по-монашески)

Рука не поднимается бросить в автора камень, ну хотя бы покидаем поблизости. Книга представляет собой целый ряд – довольно длинный – примеров, как христиане жили в миру и молились аки духи бесплотные. Тут же в сносках приводятся автобиографические справки. Все очень убедительно. Вот только ситуация изменилась радикально.

Есть разница между 21 веком и 19-м. Пропасть между мирянами и монашеством – сейчас гораздо шире. Да, монахи сейчас, конечно, не те. Но и миряне сегодня те еще! Даже православные, даже те из нас, кто по идее должен показывать пример языч … ну ладно оставим это ненужное самообличение ) В общем, неглубокая моя мысль такова. В 19 веке миряне жили по-христиански, хотя бы чисто внешне. Сама обстановка содействовала - повсюду храмы, благочиние в одежде, нравах, империя блюла нравственность почище священников. Сегодня же человек выходит из храма и сразу попадает в агрессивную нехристианскую среду.

Когда автор ссылается на прп. Симеона (X век), который преуспел в молитве среди городской суеты и шума, ничего кроме улыбки этот пример вызвать не может. В Константинополе - столичная суета? Ага! Особенно за толстыми стенами Студийской обители! Студийский столичный монастырь по сравнению с нашим Сретенским в центре Москвы – это глубокая египетская пустыня! Великим постом Константинополь превращался в один монастырь под открытым небом. Из таверн и трактиров исчезало все скоромное, театры закрывались, народ валил в храмы, ничего не вкушал до 15.00 и т.д.

Да и, вообще, множество святых и подвижников, о которых речь в книге, прежде чем оказаться в гуще людей, сначала пожили в монастыре или выросли в благочестивой верующей семье и были приучены к молитве с детства. Их слова о том, что монастырь не панацея, спастись можно везде, и даже в миру, говорились, как правило, в утешение спрашивающим. Ведь многие миряне, начитавшись святоотеческой литературы, написанной (конечно же) монахами, терзались подозрением, что в миру они не спасутся. В итоге мечтали о монастырях и горевали, что их туда никто не берет. Вот таковых и утешали отцы, говоря, что и обычный христианин может молиться не в монастыре и быть не хуже монаха.

К чему это я? Ведь книга - хорошая, молиться - безусловно, нужно, и в книге это доходчиво объясняется, но чего-то в ней не хватает? А понял чего! Реальных примеров того, как сейчас можно молиться Иисусовой молитвой. В самой гуще современной городской жизни. Ведь можно молиться? Какие вопросы - конечно можно и нужно! Как учат отцы, каждый христианин должен хотя бы полчаса в день молиться Иисусовой молитвой. Но молитва молитве рознь. Устной словесной молитвой может молиться каждый, а вот как в сегодняшних условиях приобрести умную молитву, не забираясь в монастырь, вот в чем вопрос! Если кто-нибудь что-то читал на эту тему – черкните пару строк. Любопытно будет почитать про жизнь гулливера среди лилипутов.