Больше рецензий

6 февраля 2011 г. 15:34

450

5

Давненько не было такого, чтобы я в процессе чтения вступала в такой энергичный диалог с автором. А уж тут я вступила, так вступила! :) Я и произносила гневные монологи, размахивая руками перед монитором, так как читала с экрана, и активно кивала головой, как китайский болванчик, повторяя "Да-да-да! Именно! Согласна-согласна!" Крайне эмоциональное прочтение получилось... А все почему? Потому что тема животрепещущая. Я преподаю литературу в университете. И так сложилось, что не всем преподавать и учиться в Сорбонне, поэтому... как бы так помягче... уровень начитанности моих студентов оставляет желать лучшего. И взялась я за Пеннака именно потому, что в одной рецензии выхватила взглядом фразу "Вот как надо преподавать литературу!"

Эээ... Ну да! Я могу подписаться под каждым словом Пеннака. Только давайте сразу переименуем предмет в "Любовь к чтению" или хотя бы просто "Домашнее чтение". Он говорит абсолютно правильные вещи, но хоть он и работал 25 лет учителем, но явно было "еще тогда". Особо сказочной мне показалась идея о том, что не надо бояться не успеть вычитать программу, ибо когда дети войдут во вкус, они сами все прочитают со скоростью звука. Я так и не поняла, это сколько же уроков он отвел на сие чудесное преображение? Я верю, что действуя методами Пеннака, можно многое изменить. Но только ценой загубленной программы и провала на экзаменах, которые опять-таки совершенно лишний элемент. "Уберите учет и контроль и кирпич станет облаком", потому что наши министерства забывают "насколько насущнее распахнуть для всех страницы всех книг". Все правильно! Надо "плюнуть на все эти литературно-художественные особенности" и дарить детям радость общения с книгой, но сколько же надо будет учителю трудиться над детьми, которые явно не видят своих мам и пап с книжкой дома? Ох, тут дело одним месяцем не обойдется. И где же будет учитель, если он забросит на полгода Сервантеса, Мольера и прочих и будет читать с детьми Майн Рида и Буссенара (примеры условны)?

Одним словом, я считаю, что эти рекомендации на вес золота для родителей и учителей младших классов, а чем дальше в лес, тем они нереальнее без глобального пересмотра системы обучения. Они все также бесценны, но, увы и ах, почти невыполнимы. Чем дальше в лес, тем сильнее становится защита, воображение теряет свои крылья, а лень все чаще подталкивает ученика к контактам, фейсбукам и прочему, где не надо особо напрягать мозги и самому творить миры, как это делает каждый читатель.

Но книга прекрасна. Я бы даже сказала, что она обязательна к прочтению всем тем, кто хочет что-то изменить, тем, у кого есть дети / братья / сестры / супруги / ученики / друзья, с которыми они хотели бы поделиться радостью чтения.

8 / 10

Комментарии


Согласна с твоими возражениями на 100 %, сама об этом думала в процессе чтения, но в последний момент засомневалась в своей правоте.


Да это даже не выражения, а вопрос из того старого английского анекдота "But how???" ))


Марина, а "Грамматику фантазии" Дж. Родари не читали? Просто сейчас как раз в процессе - вызывает такое же желание побеседовать с автором по некоторым вопросам, а иногда и поспорить)))


Нет, но с превеликим удовольствием прочту! Прямо сейчас приступаем! :)


Спасибо за наводку. С удовольствием прочитала. Правда теперь захотелось почитать неоднократно помянутую "Госпожу Бовари", о которой я до этого ни разу не слышала вообще. Вот так и тянется цепочка )))


Приятного чтения! :)


То есть, как всегда, вопрос стоит об основах преподавания литературы - зачем? для чего? с какой целью? и т.д. В общем, надо отступить на шаг, или на несколько шагов, и тогда задавать вопрос "Как?"
Но кстати, ещё один тонкий момент. Мне кажется, что преподавание литературы в общеобразовательной школе и в профильном университете - две разные темы. В школе вроде бы как логичным кажется привитие любви к чтению вообще, ну а кто увлечётся далее, то будет специализироваться, и там уже совсем другие методы. Опять, как всегда, начинаются вопросы профильности.
Но в целом, книга ведь не только для профессионалов, правильно? Вот бы мне её года 4 назад! А так, пришлось самой идти наощупь, прививая дочке любовь к чтению. Но о книге я услышала уже тогда, когда она стала мне не особо актуальной, до всех этих истин, которые цитируют, я уже дошла сама, поэтому всё никак и не решусь всё-таки взять её и прочитать. :)


В школе вроде бы как логичным кажется привитие любви к чтению вообще, ну а кто увлечётся далее, то будет специализироваться, и там уже совсем другие методы.


Как бы я хотела, чтобы вот такие цели были главными. Вот это - как раз для меня, для моих методов.
Но, увы. На каждом углу все говорят, что это главное, а программу забивают огромным объемом литературоведческого материала, которое требуется дать ученикам.

Нет, с одной стороны, я, конечно, понимаю, что читателями нужно становиться все-таки грамотными, образованными, но........
Вот и стараюсь находить золотую середину.


Ну, во-первых, искренне желаю удачи на этом тернистом пути!
Во-вторых, кажется мне, что это совместная задача общества и школы - определить главные задачи, а потому и требования различных предметов, в том числе и литературы. Не знаю, я одно время много думала над этим, сама я обожала уроки литературы в школе, обожала и читать по программе, и писать сочинения, и обсуждать, а уж как мне повезло с учителем по литературе в последние два года учёбы! Но кстати, моя профессиональная деятельность вообще никаким боком не связана ни с литературой, ни вообще с гуманитарными науками. И тем не менее, опять и опять возвращаясь к вопросам изучения литературы в школе, я вижу, что программу надо как-то менять, надо менять задачи. Моя дочка, так сложилось, со второго класса не учится в русской школе, и мне приходится заниматься с ней родным языком самостоятельно. Отсюда, в общем-то, и интерес к теме тоже. Но я выбрала тут тактику "чтение по интересам", решила, что лучше привить любовь к чтению в целом. Что-то иногда немного обсуждаем, но не в полной мере, не так как в школе. Утешаю себя тем, что они в школе, на английском, чего-то там своё разбирают...


Ох... Вот тут Марго выше говорит о том, что и школьная программа под завязку забита теорией, что уж говорить о вузовской. Просто с моей точки зрения вопрос "привития любви к чтению" не убирается даже на профильных специальностях. Если ориентироваться только на верхушку группы, т.е. только на самых способных и одаренных студентов, которые сознательно сделали свой выбор, тут легче... Они УЖЕ почувствовали вкус книги... Но есть несколько "но":
- новый материал, к которому при наседании на теорию может развиться стойкая неприязнь;
- огромные объемы программы, когда нет времени ни на что и приходится ограничиваться лишь несколькими фразами о писателе;
- студенты, которые плетутся в хвосте (их немало и они тоже заслуживают внимания, в них тоже стоит попытаться пробудить любовь к книге, говорить, что это "не их" и отчислять - это не выход).


У меня два последних года была чудесная учительница литературы, я до сих пор вспоминаю её с благодарностью, она дала нам много импульсов. Так вот, школа наша была экспериментальная, старшие классы в порядке эксперимента (впервые как раз на нас) были профильные - гуманитарный, физмат и биохим. В гуманитарном вела одна учительница литературы, возможно, она считалась более грамотной, академичной, не знаю. У нас вела другая. И мне кажется, она на много порядков была лучше той! Да, я училась в биохиме. Так вот, она относилась к нам как-то... не знаю, как передать... в общем, она, по статусу, была, как видите, как бы ниже, не в профильном классе, но она никого из нас не выделяла, она устраивала какие-то безумные семинары, где каждый мог высказывать свою точку зрения, она объединяла наши два класса иногда, позволяла писать в сочинениях всё, что нам вздумается. Я, например, сочинение про Маяковского писала на тему (сама придумала) "Почему я не люблю Маяковского", оно было примерно на одну страницу, очень самоуверенное, я бы сейчас, наверное, такого бы стыдилась, но она поставила мне "пять". По Горькому, как сейчас помню, я выбрала сочинение по "несвоевременным мыслям", папа принёс мне всё, что сумел раздобыть у себя в библиотеке, я писала, почти не отрываясь, сутки, даже ночью, исписала почти целую тетрадь! Один мальчик из параллельного класса развлекался тем, что писал сочинение как критику на учебник (никто из нас не открывал учебники вообще, а он вот просто так решил приколоться). Она обсуждала с нами, что именно мы хотим изучать, например, помню, когда дело дошло до Горького, она записала на доске несколько произведений, "Мать" тогда была в программе, но она предложила выбрать. Мы выбрали "романтические рассказы" и "на дне", голосованием. В общем, это было что-то! Не все были довольны, кстати, был один скандальчик, когда, я до сих пор в этом уверена, кто-то из взрослых инициировал это, написали письмо, мол, слишком много уходит времени на литературу, а ведь у нас не гуманитарные классы, но, к чести наших ребят, далеко не все подписали это позорное письмо, и интрига не удалась. Я могу ещё и ещё рассказывать про неё, и когда спустя вот уже 19 лет в Париже мы встретились с одной моей одноклассницей (мы с ней обе работаем в науке, я - химик, она - биолог), мы в один голос вспомнили именно о ней, и те уроки, как одно из самых лучших наших впечатлений о школе.


Какой замечательный (в том числе и поучительный;) рассказ!!!!

Вчера у нас была встреча пятиклассников с местной писательницей.
Я с гордостью смотрела, как мои ребята (причем мальчишки) смело и активно задавали вопросы, причем очень оригинальные и интересные. Т.е. гордилась тем, что у них уже сформировалась активная позиция, раскрепощенность (в хорошем смфсле слова), легкость и заинтересованность в общении.
Надеюсь, что к старшим классам как раз будем работать примерно так, как вы написали))


Подписываюсь под каждым словом, коллега.